После жизни
драма
сценарий телевизионного фильма
3-я серия
На фоне нарезок предыдущих серий звучит лейтмотив фильма.
ИРИНА, как коршун, бросается к подруге, хватает её за плечи и принимается колотить о дверной косяк.
ИРИНА
А ты понимаешь, что меня нет?! Что я умерла!!! Что всё уже было!!! Я была!!! Любовь была!!! Жизнь была!!! И всё кончилось!!! Жизнь кончилась!!! И после
жизни ничего нет!!! Ничего!!! И ничего уже не будет!!! Только – боль!!! Только – страх!!! Только – отчаянье!!! Ты это понимаешь, дура?!
Титры: ИРИНА КРУГЛОВА – АКТРИСА Х
ВИТАЛИЙ
(аккуратно тушит сигарету)
Так вот… Твой папа боролся с этими людьми… Точнее – нелюдями. Много лет… Всю жизнь… До конца… И сейчас… Возможно… Кто-то из них… Возможно, у твоего отца осталась какая-то ценная информация… Что-то очень важное… И кто-то хочет это найти… Получить… Любой ценой…
КАТЯ, съёжившись на стульчике, молчит.
ИРИНА
(тихо)
Ты поняла дядю Витю, Катюш?
КАТЯ
(почти неслышно)
Нас тоже убьют? Как – папу?
Титры: ВИТАЛИЙ ПЕРЕВЕРЗЕВ – АКТЁР Y
Когда КАТЯ, в облаке брызг, стремительно промахивает несколько витков резинового надувного серпантина и, взлетев со слегка приподнятой площадки вверх, несколько метров, растопырившись, как лягушонок, кувыркается в воздухе, аквапарк оглушают истошные визги.
Титры: КАТЯ КРУГЛОВА – АКТРИСА Z в фильме…
ВИТАЛИЙ
(тихо)
Так нужно, Ириш. Поверь мне. Вам не надо оставаться здесь. Опасно оставаться. И мы не сможем нормально работать, пока вы… И потом: это же – временно… Месяц… От силы – два. Отдохнёте… Наберётесь сил… Знаешь – какая там красота? Каналы… Дворцы дожей… Гондолы… Баркарола… И – теплынь… Плюс пятнадцать. Солнышко… Да? Возьми…
(Ирина берёт папку с документами)
Спокойно сядь. Всё запомни. Хорошенько. Как отче наш. Я сейчас приведу Катьку… Всё ей объясню… Она – умная девочка. Всё будет хорошо, Ира…
ИРИНА
О, господи… Когда это всё закончится?
ВИТАЛИЙ
Я не хочу тебя пугать…
(снова закуривает)
Но боюсь, что всё только начинается…
Титры.
ПОСЛЕ ЖИЗНИ
(третья серия)
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – УТРО
ИРИНУ, в одной оранжевой майке, босиком, быстро проводит по бетонной лестнице, вниз, невысокий плотный человек. Развязывает руки и, содрав с лица чёрную вязаную шапочку, пихает в открытый подвал. Вслед за ИРИНОЙ другой человек вносит брыкающуюся КАТЮ и с грохотом захлопывает дверь.
КАТЯ
(в кромешной темноте)
Мама… Мамочка…
Дверь с металлическим лязгом внезапно распахивается, силуэт человека бросает в полутьму какие-то тюки, ставил на бетонный пол пластиковую бутыль с водой и рядом – небольшое пластмассовое ведёрко с крышкой. Дверь громыхает вновь. Высоко, под потолком, вдруг вспыхивает тусклый фонарь. ИРИНА, ёжась, босыми ногами медленно подходит к тюкам, дёргает за узел синего одеяла. Тюк распадается. ИРИНА вытаскивает из вороха одежды два тёмных спортивных костюма, две пары кроссовок, шерстяные носки, две армейские телогрейки.
ИРИНА
Оденься немедленно!
(бросает дочери пару кроссовок поменьше, спортивный костюм, телогрейку и носки)
Быстро!
КАТЯ, дрожа, натягивает на полосатую маечку одежду, садится на пол, засовывает маленькую ножку в большой, не по размеру, носок и начинает обувать кроссовку.
ИРИНА
Встань с пола!
ИРИНА зашнуровывает обувь, разгибается и натягивает на спортивный костюм старую телогрейку. В другом тюке оказываются два облезлых, бугристых матраса и ещё пара синих, с серыми полосками, армейских одеяла. КАТЯ, прыгая на одной ноге, обувается, раскручивает матрасы и плюхается на один из них. ИРИНА осматривает бетонную коробку подвала, нагибается, отвинчивает пластмассовую крышечку бутыли с водой.
ИРИНА
Пить хочешь?
КАТЯ
(мотает головой)
Нет. Писать хочу…
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(закуривает)
Да-а-а-а-а… Дела-а-а…
Звенит телефон ВИТАЛИЯ.
ВИТАЛИЙ
(глянув на дисплей)
Да, Таня. Нет. Меня сегодня не будет. И – завтра. Все вопросы – к Игорю. Игорю Сергеевичу. Нет, здоров. Всё – в порядке. Срочные дела. Личные. Да. Я вас прошу меня эти дни не беспокоить. Да. Всего доброго…
ОПЕРАТИВНИК
(подходит к полковнику)
Андрей Владимирович… У нас – всё готово.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(смотрит на Виталия)
Хорошо, Володя. Работаем. Вокруг – чисто?
ВОЛОДЯ
Чисто. Периметр посёлка – под контролем. Виталий Степанович…
ВОЛОДЯ быстро достаёт из мобильного телефона ВИТАЛИЯ сим-карту, вставляет её в другой телефон и осторожно кладёт
аппарат на стол.
ВОЛОДЯ
Когда позвонят, держите связь десять секунд. Нам хватит…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(тихо)
Тебе что-нибудь Коля ещё говорил? Что-нибудь – конкретно…
ВИТАЛИЙ
Нет… Ничего. О своих делах – ничего. Перед последней командировкой мы с ним немного выпили… У него дома. Днём. Он попросил позванивать Ирине… Заезжать… Сказал, что будет через месяц… Анекдоты травил…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(слегка наклоняется к Виталию)
Ну, ты же – умный мужик, Витя! Когда нашли тайник… Неужели нельзя было сразу доложить? Ты же «догнал» – что к чему! И – откуда ноги растут! Мы бы тут же по-тихому поставили людей. Камеры. «Наружку». И ночных «гостей» сейчас бы знали… И женщину с ребёнком так бы «зашили», что никакая мразь не достала бы… Что за самодеятельность, Витя? Где теперь кого искать?
ВИТАЛИЙ
(помолчав)
Позвонят…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(закуривает)
Конечно, позвонят… Куда они денутся? Но ведь можно было до этого не доводить… До крови… До трупов…
(Виталий утирает ладонью лицо)
Ты что, полагал: перевёз Ирину с дочерью к себе за город и – всё?! Спрятал?! Да они тебя давно «пробили», Витя – кто таков, откуда, чем дышишь! Не пацаны же работали! И себя по-глупому подставил, и семью Николая!
ВИТАЛИЙ
(тихо)
Да. Идиот. Кретин…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(трогает Виталия за плечо)
Ладно. Не казни себя. Хотя всыпать тебе, конечно, следовало бы… Чтоб на всю оставшуюся жизнь была наука!
(тушит сигарету в пепельнице)
Документы из «схрона» – здесь? На месте?
ВИТАЛИЙ
(поднимает голову)
Нет. В ячейке одного из банков.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Хорошо – ума хватило…
ВИТАЛИЙ
Деньги – в Германии и Швейцарии. На депози… Чёрт…
(резко поднимается с кресла)
Я же…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(поднимает брови)
Что-то – ещё, Витя?
ВИТАЛИЙ
(хватает телефон)
Я же… У Прохорова…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
«Трубу» положь!
(пристально смотрит на Виталия)
Положь «трубу»-то…
(Виталий медленно кладёт телефон на столик)
Что – Прохоров? Ты был у него? Дома? Оставлял документы?
ВИТАЛИЙ
(утирает ладонью мокрый лоб)
Копии… Нескольких страниц… Вчера…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(оглядывается)
Толя! Провоторов!
ВОЛОДЯ
(быстро подходит к столу)
Провоторов отъехал, Андрей Владимирович.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Володя, срочно отзвонить Прохорову! На мобильный. Домашний. Если не ответит, немедленно – на квартиру кого-нибудь из девочек! И – группу прикрытия! Срочно, Володя!
ВОЛОДЯ
Есть.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ну, ты даёшь, Витя…
(снова закуривает)
Совсем, что ли, жирком заплыл? Мозги в голове остались? Или – нет?
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – ДЕНЬ
ИРИНА накрывает КАТЮ ещё одним одеялом, подходит к двери и прислушивается.
КАТЯ
(тихо)
Хочу есть…
ИРИНА хлопает кулаком в дверь. Снова прислушивается. И колотит двумя руками.
КАТЯ
(вылезает из-под одеял)
Мам…
(подходит к матери)
Нас похитили… Ты что – не понимаешь? Попросят выкуп… У нас же есть… Деньги… Те деньги… Дядя Витя им отдаст… И нас отпустят…
ИРИНА
(приседает перед дочерью)
Котёнок…
КАТЯ
(обнимает мать)
Не бойся, мама… Ты главное – ничего не бойся. И с ними не спорь… Делай всё, что они говорят… Не груби… Не смотри им в глаза… Я видела по телевизору… Про заложников… Там тоже похитили семью… И требовали выкуп… Миллион долларов… Там отец… С ними ругался… Кричал… И они его застрелили…
ИРИНА
(обнимает дочь)
Катюша… Хорошо… Я не буду бояться…
КАТЯ
Ты только – их не зли… Они нам ничего плохого не сделают… Подержат и отпустят… Может быть, даже – завтра…
ИРИНА
А чего ж сама вопила, как резаная?
(слегка щёлкает дочь по носу)
Как поросёнок!
КАТЯ
(удивлённо)
Холодно ж было! И – страшно. Чуть-чуть…
ИРИНА
Согрелась?
(дышит на ладони Кати)
Ладошки – ледяные…
КАТЯ
А нас будут кормить?
(прижимается к плечу Ирины)
По телевизору кормили. Приносили им гамбургеры. Большие… Вот такие…
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ВОЛОДЯ
(нагибается над диваном)
Всё – в порядке. Прохоров – дома. Двор чист. В квартире оставили людей. Группа Иваницкого – на улице.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(отпивает кофе)
Добре, Володя.
ВОЛОДЯ
(тихо)
Андрей Владимирович… Вот…
(кладёт на стол лист бумаги)
По словам Прохорова…
(смотрит на Виталия)
Эти цифры – счета… И – реквизиты банков… Двух – точно. Швейцарского «UnionBankofSwitzerland» и английского
«GoldmanSachsInternationalBank». А вот это, вероятно, – суммы вкладов…
(полковник слегка присвистывает)
Прохоров продолжает работать… Записи, скорее всего, были сделаны в конце прошлого года… Возможно, Круглов вышел на «кассиров» «чехов»… На «бухгалтерию»… Отследил финансовые потоки… «Пробил» – где что отмывается… Откуда что капает…
ВИТАЛИЙ
(привстаёт с кресла)
А это – что?
ВОЛОДЯ
Возможно – офшоры… Сейчас Прохоров работает свои каналы… Может быть, к вечеру…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(закуривает)
Если они узнают… Если они только докумекают, что мы что-то выяснили… Боюсь… Девочке с женщиной…
ВОЛОДЯ
Может, по-тихому подключить Интерпол?
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(встаёт с дивана)
По-тихому! Ага, по-тихому! Как по-тихому подключали, когда работали Дудаева! А ему всю «инфу» сливали… Конкретно… Мгновенно… Едва мы пукнем… Едва пошевелимся… Только начинаем работать адрес, а Джохара уже и след простыл! Ты что: думаешь – там «кротов» нет?
ВИТАЛИЙ
Так что же делать, Андрей Владимирович?
(берёт листок с ксерокопией)
Не сидеть же сиднем!
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Усилить охрану Прохорова! Связь только – по защищённым каналам! Что – по ориентировкам, по транспорту?
ВОЛОДЯ
(пожимает плечами)
Ничего. Пока – ноль. Работаем…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Плохо работаете! Медленно! Не эффективно! Иди!
ВОЛОДЯ
Есть.
ВИТАЛИЙ
(смотрит на удаляющуюся спину Володи, тихо)
Вы думаете… Они по любому не отдадут Ирину с ребёнком? При любом раскладе?
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ поднимает на ВИТАЛИЯ красные, воспалённые глаза.
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – ДЕНЬ
Дверь подвала внезапно распахивается. ИРИНА с КАТЕЙ зажмуриваются от яркого света фонаря. В дверном проёме стоит два силуэта.
ИРИНА
(прикрывая глаза ладонью, громко)
Ребёнок хочет есть! Кто вы – такие?! Что вам от нас нужно?!
КАТЯ
(шёпотом)
Мама, не кричи… Не зли их…
Один из вошедших что-то тихо говорит другому. Тот так же негромко отвечает.
ИРИНА
Что вам от нас надо?!
Силуэты расступаются, в подвал быстро спускается тёмный на фоне яркого света фонаря человек и кладёт на бетонный пол два бумажных пакета. Дверь с лязгом захлопывается. ИРИНА опускает руку. КАТЯ медленно подходит к пакетам, нагибается.
КАТЯ
(открывает один из пакетов)
Мам! Тут – гамбургеры! Целых – три! А здесь…
(заглядывает – в другой)
А тут – жареная картошка! Мама! Как – по телевизору!
(ныряет ручонкой в пакет)
Я же тебе говорила!
ИРИНА
Подожди!
КАТЯ, уже готовая откусить пухлую, переложенную мясом, сыром и листочками салата, булку, замирает.
КАТЯ
(удивлённо оглядывается на мать)
Что?!
ИРИНА подходит к дочери, берёт из её рук гамбургер. Нюхает его. Осторожно откусывает кусочек. Жуёт. Проглатывает.
КАТЯ
Мам…
(достаёт из пакета другую булку)
Они – не отравленные. Свежие… Зачем им нас травить? Мы им нужны живые…
(Ирина откусывает ещё)
Мамочка…
(тихо)
Ты только не плакай, пожалуйста. А то я сейчас тоже заплакаю. А нам нельзя плакать. Не надо, мама…
ИРИНА медленно жуёт, а по её щекам неудержимо катятся слёзы.
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(откидывается на спинку дивана)
Не дёргайся, Витя… Сядь…
(Виталий останавливается посреди комнаты)
Витя… Ты уверен… Что Коля… Не перемудрил, так сказать? Что работал… Только по задачам…
ВИТАЛИЙ
То есть? Не понял… Что значит…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(закуривает)
Витя… У меня никогда не было ни малейшего повода усомниться в его честности… В его компетентности… И так далее… Но… Ты же понимаешь – мы обязаны отработать все
варианты… Все. Даже – самые немыслимые…
ВИТАЛИЙ
(подходит вплотную к полковнику)
Вы что – хотите сказать, что Коля мог… Что Коля мог… И – нашим, и – вашим?
(полковник молчит)
Я Колю знаю с первого курса училища… С первого курса… Потом вместе служили в Витебске… В одной части… Вместе улетели в Афган…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(тушит сигарету в пепельнице)
Витя, Витя… Не кипя…
ВИТАЛИЙ
(очень тихо)
Вместе три года ползали по горам… «Брали» караваны… Потрошили кишлаки… Прикрывали вывод… Меня Колька в 87-м… Под Кундузом… Из-под «чемоданов» «духовских» вытащил… Сам – контуженный… С пулями – в брюхе…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Не кипятись, Виталий Степаныч…
(встаёт, проходит по холлу первого этажа дома)
Не кипятись. Я всё знаю. И помню. Но тогда откуда…
Внезапно, словно будильник, громко голосит новый телефон ВИТАЛИЯ. Полковник наклоняется над столиком. ВИТАЛИЙ смотрит на ВОЛОДЮ – в открытой двери дальней комнаты.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(тихо)
Кто? Номер знаком?
ВИТАЛИЙ
(осторожно берёт телефон, качает головой)
Нет…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(смотрит на Володю)
Работаем, Витя… Работаем спокойно. Включи – громкую…
ВОЛОДЯ, из комнаты, кивает ВИТАЛИЮ.
ВИТАЛИЙ
Да. Слушаю вас…
ГОЛОС АЛЬКИ
Витя?! Виталий Степаныч?! Здравствуйте, Витенька!
ВИТАЛИЙ тыльной стороной кисти вытирает мокрый лоб и медленно опускает телефон на столик.
ВИТАЛИЙ
Здравствуйте, Алина… Простите, запамятовал – как ваше отче…
ГОЛОС АЛЬКИ
(хохочет)
Просто – Аля! Без церемоний! А Иришка улетела?! Всё – нормальненько?! Проводили?! Чего не звонит?! Я набирала-набирала: «абонент вне зоны доступа…» квакает… Куда дели подругу, Витя?!
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ тихо откидывается на спинку кресла и закуривает.
ВИТАЛИЙ
(спокойно)
И мне пока не звонила. Аля, не волнуйтесь. Всё – в порядке… Улетела… Три часа назад… Очевидно – в пути… Или – разрядился мобильный… Обязательно перезвонит… Вы же её знаете…
ГОЛОС АЛЬКИ
(обиженно)
Я же переживаю! После всего, что было… Не чужая ведь! Такой – кошмар! Вы же сами видели! Что – нельзя было набрать?!
ВИТАЛИЙ
Алина…
(смотрит на полковника)
Когда Ирина мне позвонит, я вас обязательно наберу… Непременно…
ГОЛОС АЛЬКИ
Ага, позвонит! Небось, уже – в море! И чихать на всех хотела! И – на подруг, и – на вас!
ВИТАЛИЙ
Погодите… А как вы узнали мой номер теле…
ГОЛОС АЛЬКИ
(хохочет)
А-а-а-а! А это – секрет!
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ полковник жестом показывает: мол, хватит, заканчивай разговор.
ГОЛОС АЛЬКИ
Это – маленькая женская тайна…
(переводит дыхание)
Витя, а вы вечером что делаете? Может, мы с вами вечером…
ВИТАЛИЙ
Увы, Аля. Занят. До конца недели. А потом – командировка. В Пензу.
ГОЛОС АЛЬКИ
Да-а-а-а? А я думала, что мы с ва…
ВИТАЛИЙ
(поднимает брови)
Аля… Как только Иришка позвонит, я вас сразу извещу. Вы простите: у меня сейчас – срочная работа. Я вам сразу…
ГОЛОС АЛЬКИ
(обиженно)
До свидания. Всего наилучшего!
ВИТАЛИЙ
Аля…
Но в телефоне уже – тишина. ВИТАЛИЙ медленно достаёт клетчатый носовой платок и утирает мокрое лицо.
ВОЛОДЯ
(быстро заходит в холл)
Товарищ полковник… Звонили из универмага «Первомайский». Сим-карта зарегистрирована на имя Соколовой Алины Иго…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Володя… Не в службу, а в дружбу… Кофейку нам сделай, пожалуйста. Покрепче.
ВОЛОДЯ
(кивает)
Сейчас, Андрей Владимирович. Конечно…
ВИТАЛИЙ аккуратно сворачивает платок; привстав, засовывает его в карман брюк, вытрясает из пачки сигарету, суёт её в губы и прикуривает белый фильтр.
ВИТАЛИЙ
Чёрт!
(раздавливает сигарету в пепельнице)
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(встаёт)
Витя, Витя… Не истери. Обязательно позвонят. Не могут не позвонить. Маринуют пока. Обычные дела. Пошли на воздух… Подышим…
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – ДЕНЬ
КАТЯ
(прижимается щёчкой к ватному плечу Ирины, тихо)
Мам… А сейчас – день или ночь?
ИРИНА
(обнимает девочку одной рукой)
Ночь… Или – день… Спи. Спи, котёнок…
КАТЯ
Мам…
(из-под одеял блестят только глазки девочки)
Папа нас забыл? Бросил? Ты же говорила, что папа…
ИРИНА
(шёпотом)
Нет, нет, Катюш… Что ты? Не забыл. И не бросил. Папа – рядом. Спи, родная…
КАТЯ
А почему же тогда папа…
(шевелится)
Нас… Нам не поможет? Бр-р-р-р… Зябко…
(Ирина сильнее прижимает к себе дочь)
Ты же говорила, что папа… Что папа нас не оставил… Что папа будет нас защищать… Беречь… Заботиться о нас…
(Ирина смотрит на тусклый свет под потолком подвала)
Почему нас не отпускают? Дядя Витя не приносит деньги? Или им мало денег? У нас же – больше нету… Правда?
ИРИНА
(целует дочь в висок)
Котёнок… Поспи немножко… Надо немножко поспать… Чтобы были силы… Ты глазки закрывай… А тебе сказку… Расскажу…
КАТЯ
Расскажи, мама… Сказку… Песенку…
ИРИНА
(нараспев)
Хомячок… Как и хомячка…
По привычке впали в спячку…
И не знали – беззаботные –
что проснулась моль голодная…
Моль проснулась… Злая… Тощая…
И, конечно, не нарочно…
Не со зла… А с кондачка…
Вмиг обгрызла хомячка…
(Катя хихикает)
И проснулся хомячок…
(покачивает девочку)
Лысый, словно червячок…
Так что, прежде чем уснуть…
Ты проверь, дружочек…
Рядом – нет кого-нибудь,
кто – голодный очень?
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ВИТАЛИЙ, не бритый, бледный в не громком фиолетовом свете настольной лампы, медленно проходит по пустому холлу первого этажа дома, смотрит на спящий мобильный телефон, берёт его со столика, нажимает клавишу. Дисплей ярко вспыхивает желтоватой подсветкой. ВИТАЛИЙ осторожно опускает телефон на столик. Тихо отворяется входная дверь. ВИТАЛИЙ оглядывается. Человек, весь – с головы до ног – в мокром снегу, откидывает капюшон синего пуховика. Утирает ладонью влажное лицо и смотрит на ВИТАЛИЯ.
ВИТАЛИЙ
(отрицательно качает головой)
Ничего, Толя…
АНАТОЛИЙ
Может, отдохнёте, Виталий Степанович?
(снимает и отряхивает куртку)
Вам надо отдохнуть. Если что – сразу разбудим…
(Виталий закуривает)
Уже вторые сутки – на ногах…
(вешает куртку на чугунную вешалку)
Вы просто не сможете работать. Если не поспите…
ВИТАЛИЙ
Толя…
(затягивается и тушит сигарету в пепельнице)
Совсем – ничего? Ни зацепки? Ни кончика? Ничего?
АНАТОЛИЙ
(качает головой)
Пока – ничего. По транспорту работать уже глупо. Поздно. В доме на окраине посёлка хозяйка слышала, как около четырёх ночи проехала машина… Что за машина – не видела… Больше – никто, ничего… За те полтора часа, пока мы не дали отмашку… На перехват… Могли отъехать в радиусе 100-120 километров… А потом – и дальше. Сейчас район перекрыт… А что толку? Ищи-свищи… Поспи, Витя…
ВИТАЛИЙ
(тяжело дышит)
Что же они, твари, не звонят? Что за – игра? Что им надо?
АНАТОЛИЙ
(тихо)
Позвонят… Или на мэйл «скинут». По три-джи… Или – вай-фаю… В любом случае, мы сможем мгновенно отследить – кто и откуда. Даже – в движении…
ВИТАЛИЙ
Ага…
(закуривает)
Они – такие идиоты… Будут с собой «засвеченную» мобилу возить… Или – ноутбук… И тебя дожидаться… У памятника Пушкину…
(сминает сигарету в полной пепельнице)
Что им может быть нужно? Деньги? Давно бы уже позвонили. Не похоже… Если, конечно, это были «чехи»… Или – от них… Да и денег там… Восемь сотен «зелёных»… С копейками… Для них это – кот накакал. Ты же видел: какие суммы – на
банковских счетах… Десятки миллионов… В долларах… В евро… В фунтах… Ради нескольких сотен тысяч городить… Всю эту канитель? Нет. Вряд ли… Не может быть…
АНАТОЛИЙ
Тетради, Виталий Степанович…
(присаживается на край дивана)
Скорее всего – записи. Круглова…
ВИТАЛИЙ
Да… Тетради… Записи… Записи… Знать бы точно: что – в них… Для чего их Коля хранил… Как хотел с ними работать… Почему на карте Грозного отмечены снесённые дома… Что – там, кстати, сейчас?
АНАТОЛИЙ
(пожимает плечами)
Ничего. На одном месте – пустырь. На другом – строят стадион. Футбольное поле. На третьем – выкопали котлован… Что будет – не знаю. По плану восстановления города, вроде, – административное здание… А там…
ВИТАЛИЙ
(смотрит на Анатолия)
А если – не «чехи»… То – кто? От кого? Чей заказ?
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – ДЕНЬ
ИРИНА открывает глаза; некоторое время, моргая, смотрит на серый, в тёмных подтёках, потолок подвала. Осторожно вытаскивает руку из-под головы спящей девочки. Медленно накрывает дочь своим одеялом. Встаёт. Стараясь не шаркать по бетонному полу большими, не по размеру, кроссовками, подходит к пластиковой бутыли с водой, отвинчивает крышечку. Наклоняет тяжёлую бутыль и наливает до краёв маленький пластмассовый стаканчик. Жадно выпивает. Прислушивается. Где-то вверху, очень далеко, очень тихо журчит какая-то музыка.
КАТЯ
(вдруг)
Папа…
ИРИНА оборачивается. КАТЯ, свернувшись калачиком под одеялами, спит. ИРИНА зябко поёживается, накрывает крышечку бутыли пустым стаканчиком, неслышно опускается на матрас и засовывает кисти в рукава телогрейки.
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ВИТАЛИЙ
(слышит сквозь сон)
Виталий! Виталий Степанович! Вставай!
(рядом что-то отчаянно звенит)
Вставай, вставай!
(вскидывается на диванчике)
ВОЛОДЯ
Звонят, Витя!
(держит у лица Виталия звенящий мобильный телефон)
Звонят! Проснулся?!
ВИТАЛИЙ
Кого?
ВОЛОДЯ
Надо ответить, Витя!
(кладёт телефон на столик)
Витя, проснулся?!
ВИТАЛИЙ
Да…
(резко садится на край дивана)
Да, Володя. Да. Сейчас…
ВОЛОДЯ
Через пять секунд, Витя!
(быстро проходит в дальнюю комнату)
Можно! Можно, Витя! Работаем!
ВИТАЛИЙ
(в телефон, спокойно)
Да…
МУЖСКОЙ ГОЛОС
(хрипловатый, с лёгким восточным акцентом, сразу)
Майор, слушай сюда. Если хочешь своих овец получить живыми и целыми, берёшь то, что прячешь… И ровно в десять часов… Ровно в десять часов… Со своим «мерином»… Один, я повторяю, один, стоишь на проспекте Пушкина… Под знаком поворота на кольцевую. Один. Без фокусов. Иначе девкам – кирдык. Понял?
ВИТАЛИЙ
(громко)
Понял! А где…
Но в телефоне уже – короткие гудки.
ВОЛОДЯ
(из дальней комнаты)
Виталий Степанович! Звонили из транспорта. Номер определён. Сейчас «пробьём». Двигались по Кирова, Первомайской, свернули на Шевченко, остановились…
ВИТАЛИЙ
(встаёт с дивана)
Который час?
ВОЛОДЯ
Восемь сорок три, Виталий Степанович.
ВИТАЛИЙ быстро проходит в комнату на первом этаже дома.
ВИТАЛИЙ
Кто?
ВОЛОДЯ
Так…
(смотрит на экран ноутбука)
Сим-карта – на имя Резника Игоря Петровича… Сейчас…
ВИТАЛИЙ
(наклоняется над Володей)
Где – они?
ВОЛОДЯ
Не знаю…
(поворачивается к другому ноутбуку)
Телефон – на месте звонка. Стоят…
ВИТАЛИЙ
Ага, стоят. Нас ждут…
В комнату стремительно входит АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ну!
(хлопает Виталия по плечу)
Проявились?! Что тебе говорили?!
ВОЛОДЯ
(смотрит на экран ноутбука)
Резник Игорь Петрович… Семидесятого года рождения, прожи… Был прописан: Народная, 34, квартира 16… Что значит: был? Так… Сейчас разберёмся…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Витя, копии тетрадей – где?
ВИТАЛИЙ
Какие копии, товарищ полковник?
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Нет времени, Виталий Степанович!
(понижает голос)
Где – копии?
ВИТАЛИЙ
(тихо)
В другом месте… Глубоко.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ладно, быстро – группы Лаврухина и Радченко! Всё – писать! Работаем, Володя!
(смотрит на часы)
Ещё успеем выпить кофе… По Резнику этому… Всё – ко мне… Срочно.
(Виталий вытирает мокрый лоб)
Всё – в порядке, Витя. Пошли…
ИНТ. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР
ИРИНЕ снится сон: она, в длинном чёрном платье с блёстками, стоит на перед микрофоном на ярко освещённой, пустой сцене. Где-то внизу мерцает линзами очков и биноклей полутёмный зал. Звучит тихая музыка. ИРИНА открывает рот, но вдруг понимает, что не может ни петь, ни говорить. Музыка обрывается. По залу проносится шипящий ропот. ИРИНА оглядывается и видит за тяжёлой, зелёной кулисой НИКОЛАЯ.
НИКОЛАЙ
(улыбаясь, шёпотом)
Давай, Ирка, давай… Ну, что ты? Ирка?
Музыка оживает вновь. ИРИНА смотрит на микрофон и замечает в первом ряду КАТЮ и АЛЬКУ.
КАТЯ
(тихо)
Мамочка… Пой. Не молчи. Мама…
В зале вспыхивают отдельные хлопки. ИРИНА смотрит на мужа: НИКОЛАЙ, стоя на стуле, корчит смешные рожицы. Хлопки становятся всё чаще, и, наконец, весь зал взрывается оглушительными аплодисментами.
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – УТРО
ВИТАЛИЙ глотает горячий кофе.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Витя, спокойно… Без суеты. Выясняешь – где женщина с ребёнком. Отзваниваешь Толе. Мы забираем. Отзваниваем тебе. Если всё – в порядке, едешь в банк. Отдаёшь тетради. Всё, что им нужно… Деньги там «заряжены». Никаких условий. Споров. Только – так. И – никак иначе. Понято?
(Виталий кивает)
Тебя прикрывают группы Лаврухина и Радченко. Спокойно, Витя… Без самодеятельности. Главное – женщина с девочкой. Получим их, а там…
ВИТАЛИЙ
(ставит чашку на стол)
А если…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Никаких «если», Витя.
(внимательно смотрит на Виталия)
Никак иначе. Ты понял меня? Алгоритм только такой. Сейчас – стулья, потом – деньги.
ВОЛОДЯ
(быстро подходит)
Товарищ полковник… Резник Игорь Петрович, работал на моторном заводе, в прошлом году потерял руку – несчастный случай, начал пить, жена продала квартиру, уехала с ребёнком из города… Ночует у дружков, у баб, на вокзале… Показал, что вчера неизвестный предложил ему сто долларов… Когда подключились, «трубу» забрал. Резник «заквасил»…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Понятно. Телефон до сих пор – на месте?
ВОЛОДЯ
Так точно.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ясно.
(Виталий закуривает)
Пора, Витя.
(встаёт с кресла)
Все – живы. Поверь мне. Они знают – с кем имеют дело. Да и мы – тоже. Нет смысла убивать женщину. Или – девочку. Абсолютно. Это – не «отморозки». Серьёзные люди. Ты видел – как они работают. Поэтому – никаких «заяв». Никаких – эмоций. Никаких – «джеймсбондов». Ведёшь себя спокойно. Говоришь – по делу. Вопросы?
ВИТАЛИЙ
(тихо)
Никак нет, товарищ полковник.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ну, с богом. Давай…
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – УТРО
ГОЛОС КАТИ
Мама?! Мамочка?! Слышишь?! Мам, проснись!
ИРИНА открывает глаза.
КАТЯ
(шёпотом)
Мам… Слышишь? Слышишь, мама?
ИРИНА
(привстаёт на локоть)
Что – котёнок? Где?
ИРИНА и КАТЯ, прислушиваясь, смотрят вверх.
КАТЯ
(указывает пальчиком на потолок подвала)
Вот… Опять… Там… Слышишь? Что-то хлопает…
Вверху снова раздаётся несколько глухих, далёких хлопков.
КАТЯ
(встаёт)
Слышишь?
(Ирина медленно протирает сонные глаза)
Слышишь, мам?
(прислушивается)
А теперь – нет… Всё…
ИРИНА
(зевая, крутит затёкшей шеей)
Ты поспала, котёнок? Хоть чуть-чуть…
Дверь подвала вдруг с грохотом распахивается.
ИНТ. САЛОН «МЕРСЕДЕСА» ВИТАЛИЯ – УТРО
ВИТАЛИЙ смотрит на зеленоватые цифры часов в приборной панели автомобиля. 10:13. Мимо машины с шумом проносятся легковушки, грузовики, фуры, микроавтобусы. Кольцевая уже вовсю гудит, рычит, гремит. Через лобовое стекло ВИТАЛИЙ видит: впереди, в десятке метрах от него, – присыпанных снежком «Опель» и грузовую «Газель». На противоположной стороне проспекта останавливается «тридцать первая» «Волга», из неё быстро выходит мужчина – в короткой бежевой дублёной куртке, чёрной вязаной шапочке – и ныряет в двери аптеки. Из дворов, с оглушительным лаем, выскакивает молодая овчарка и бросается к проезжей части.
ДЕВИЦА
(толстенькая рыженькая, с поводком – в руке)
Хельга! А ну – ко мне! Хельга! Кому я сказала?!
Овчарка виляет пружинистым хвостом, оглядывается и медленно бежит обратно. В зеркале заднего вида «Мерседеса» появляется синий «Форд». За стеклом автомобиля о чём-то энергично спорят мужчина с женщиной. Женщина вдруг закрывает рот, опускает солнцезащитную панель и, глядя вверх, начинает подкрашивать ярко-красные губы. ВИТАЛИЙ снова смотрит на часы. 10:19. Женщина в «Форде» быстро прячет помаду, ещё раз смотрит вверх, поднимает панель. Мужчина вдруг резко поворачивается и что-то быстро говорит. Женщина улыбается, влепляет мужчине пощёчину и вылезает из машины. Неожиданно в сизой молочной белизне неба загорается солнце. ВИТАЛИЙ приоткрывает дверцу, медленно выбирается из автомобиля.
НАТ. ОБОЧИНА ДОРОГИ – УТРО
ВИТАЛИЙ слегка приседает на капот, закуривает, выпускает густое облако дыма и оглядывается.
ИНТ. ПОДВАЛ ДОМА – УТРО
КАТЯ
(шёпотом)
Мама… Мам…
Ирина медленно подходит к распахнутой двери подвала.
КАТЯ
(хватает Ирину за рукав телогрейки)
Мам…
ИРИНА осторожно высвобождает руку, поднимается по ступенькам, смотрит в тёмный дверной проём. Оглядывается на дочь. Прислушивается. В доме – очень тихо.
ИРИНА
(едва слышно)
Катюш…
(ступает в открытую дверь)
НАТ. ОБОЧИНА ДОРОГИ – УТРО
ВИТАЛИЙ, не торопясь, обходит машину, стукает носком ботинка по заднему левому скату. Снова оглядывается. Открывает дверцу. «Форд» с одиноким мужчиной быстро объезжает его «Мерседес», притормаживает на Т-образном перекрёстке и, дождавшись зелёного огня светофора, поворачивает на кольцевую. На его место тут же въезжает чёрный, сильно тонированный, джип BMW. ВИТАЛИЙ краем глаза смотрит на джип и садится в свой «Мерседес».
ИНТ. САЛОН «МЕРСЕДЕСА» ВИТАЛИЯ – УТРО
Водительская дверь джипа – в зеркале заднего вида машины ВИТАЛИЯ – вдруг распахивается, из салона выскакивает тощенькая брюнетка в серебристом норковом полушубке, на ходу квакает сигнализацией. Джип коротко мигает фарами.
НАТ. УЛИЦА ГОРОДА – УТРО
Девушка, брезгливо перешагивая небольшой сугроб, выхватывает из недр шубки мобильный телефон.
ДЕВУШКА
(гневно)
Олька! Я же тебе говорила, что он – подлец! И, к тому же, – нищий! А ты не верила! Нищий урод!
И быстро цокает каблучками коротких сапожек по выметенной ветром плитке тротуара.
ИНТ. САЛОН «МЕРСЕДЕСА» ВИТАЛИЯ – УТРО
Виталий отрывает взгляд от зеркала заднего вида и смотрит на часы. 10:31.
ИНТ. ДОМ – УТРО
ИРИНА
(осторожно поднимается по полутёмной лестнице, тихо)
Катя, не отставай…
(Катя, сзади, вдруг ойкает)
Что?
(останавливается)
КАТЯ
(шёпотом)
Кроссовка падает… Большая…
ИРИНА
(вновь прислушивается к звенящей тишине)
Пошли… Осторожно… Держись за стену…
В конце лестницы ИРИНА замирает, проводит ладонью по ребристому дереву и, слегка нагнувшись, прикладывает ухо к двери. КАТЯ снова громко шаркает подошвой кроссовки.
ИРИНА
Катя…
За дверью – тихо. ИРИНА надавливает на ручку, слегка приоткрывает тяжёлую дверь. В щели показывается белая стена, какие-то ящики, новенькая автомобильная шина с растущими из проекторов маленькими чёрными волосками, большая картонная коробка с логотипом «LUCKY STRIKE».
ИРИНА оглядывается на дочь, прикладывает указательный палец к губам и ступает в коридор.
ИНТ. САЛОН «МЕРСЕДЕСА» ВИТАЛИЯ – УТРО
ВИТАЛИЙ слегка стучит пальцами по рулевой колонке, ещё раз смотрит в зеркало заднего вида, крутит головой и мягко трогает машину.
НАТ. УЛИЦЫ ГОРОДА – УТРО
«Мерседес» ВИТАЛИЯ перестраивается в правый крайний ряд; вслед за серебристой «Ауди» разворачивается и, набирая скорость, едет по оживлённому, гулкому проспекту.
ИНТ. ДОМ – УТРО
Коридор упирается в ещё одну дверь, с небольшим цветным витражом и затейливой бронзовой ручкой. ИРИНА снова оглядывает на дочь. КАТЯ открывает рот. ИРИНА качает головой. Смотрит сквозь витраж. Наклоняет голову. Открывает дверь.
ИНТ. САЛОН «МЕРСЕДЕСА» ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
В зеркале заднего вида ВИТАЛИЙ видит тёмно-серый внедорожник «Volvo».
НАТ. УЛИЦЫ ГОРОДА – ДЕНЬ
«Мерседес» ВИТАЛИЯ перестраивается в крайний правый ряд и притормаживает у припорошенного снежком сквера. «Volvo» останавливается чуть впереди. ВИТАЛИЙ быстро выходит из машины, на ходу смотрит на отражения в витрине спортивного магазина и ныряет в джип.
ИНТ. САЛОН ДЖИПА – ДЕНЬ
Некоторое время все в джипе молчат.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Так. Не пришли. Почему?
ВИТАЛИЙ
(вытирает носовым платком мокрое лицо)
Потому что – не идиоты. Потому что не нужно было…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Не надо молоть чушь, Витя!
(закуривает)
Ни на крышах, ни в зданиях никого не могли…
АНАТОЛИЙ
(поворачивается с переднего сиденья)
Может, просто переиграли, Андрей Владимирович?
ВОЛОДЯ
(смотрит на Виталия)
Все работали аккуратно, Витя. Очень аккуратно. Да и людей снаружи почти не было. Только – камеры. А мы – у мониторов…
ВИТАЛИЙ
(комкает платок)
Так что же… Что же, чёрт возьми, случилось?! Кто спугнул?! Почему не приехали?! Кто звонил?! Где искать Ирину?!
ИНТ. КОМНАТА ДОМА – ДЕНЬ
В небольшой, скупо обставленной старой мебелью комнате лежит три человека. ИРИНА смотрит под ноги и, стараясь унять дрожь, осторожно перешагивает лужицу тёмной крови.
КАТЯ
(тихо)
Мамочка…
В голове человека – у порога – чернеет два пулевых отверстия: во лбу и под скулой. КАТЯ, в ужасе глядя на лицо убитого, прижимается к бежевой стене. Поодаль, у столика с разложенными нардами, валяется вспоротая выстрелами диванная подушка в коричневом велюровом чехле. С продавленного дивана, правой щекой – в огромном багровом пятне, на ИРИНУ смотрит другой – черноволосый, смуглый, носатый. У прикрытого желтоватым тюлем окна на спине валяется третий – громадный, коротко стриженый, заросший почти до глаз чёрной щетиной. Сиреневый пуловер здоровяка украшает три красных кляксы.
КАТЯ
Мамочка…
КАТЯ медленно отрывается от стены и делает несколько шагов по комнате.
НАТ. ДВОР ДОМА ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
Вслед за «Volvo» во двор ВИТАЛИЯ заезжает его «Мерседес», с АНАТОЛИЕМ – за рулём.
ИНТ. САЛОН ДЖИПА – ДЕНЬ
ВИТАЛИЙ откидывается на чёрное кожаное сиденье джипа и прикрывает глаза. АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ неторопливо курит.
НАТ. ДВОР ДОМА ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
АНАТОЛИЙ вылезает из «Мерседеса» ВИТАЛИЯ, нагибается, прихватывает ладонью немного свежего снежка, растирает руками, промокает красное набрякшее лицо. Из дома выходят два оперативника.
ВИТАЛИЙ
(не открывая глаз, тихо)
Что – телефон?
ВОЛОДЯ
(поворачивается)
Одноразовый. Нашли в урне, на месте звонка. Но есть голос…
ВИТАЛИЙ
(поднимает веки)
Голос… Голос… Голос…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ выстреливает окурком через приоткрытое окно джипа и открывает дверцу. Где-то внутри ВИТАЛИЯ вдруг глухо звенит. АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ замирает. ВИТАЛИЙ быстро достаёт «мобильный», смотрит на дисплей, протягивает телефон ВОЛОДЕ.
ВИТАЛИЙ
Скажи этой дурочке… Как – её, чёрт? А, Алина… Скажи, что я улетел… На Луну…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ вылезает из салона джипа, смотрит на оперативников – у крыльца дома.
ОПЕРАТИВНИК
Ничего, товарищ полковник… Никто и ничего…
ИНТ. ДОМ – ДЕНЬ
ИРИНА оборачивается. Дочери – нет.
ИРИНА
(свистящим шёпотом)
Катя…
КАТЯ
(медленно выходит из соседней комнаты)
Мама…
(морщит носик)
Там ещё – двое… Тётя и дядя…
ИРИНА судорожно сглатывает и, стараясь преодолеть приступ рвоты, закрывает ладонью рот.
КАТЯ
(хватает мать за рукав телогрейки)
Мама, мама! Пошли! Пошли… Пошли скорей отсюда!
ИРИНА откашливается, вытирает рукавом губы и поднимает бледное лицо.
ИРИНА
Да… Уходить… Надо… Уходить…
В прихожей, на деревянном полу, лицом вниз, лежит ещё один человек. ИРИНА, дрожа, перешагивает через окровавленную спину убитого. Отодвигает засов. Толкает дверь. В лицо женщины ударяет свежий, морозный воздух. ИРИНА ступает во двор дома.
НАТ. ДВОР ДОМА – ДЕНЬ
ИРИНА
(оглядывается)
Катя! Дочка!
Перед домом глухо взвизгивают тормоза.
КАТЯ
Мама! Мамочка!!!
Из микроавтобуса выскакивает высокий, русый парень и, на ходу доставая пистолет, бросается к ИРИНЕ.
ИРИНА
Нет!!!
(закрывает собой Катю)
Нет!!!
Что-то оглушительно громыхает. Парень дёргается, открывает рот, удивлённо смотрит на ИРИНУ и начинает поднимать оружие. За спиной ИРИНЫ громыхает ещё раз. И – ещё.
Парень закашливается, роняет пистолет и, пустив изо рта кровавую пену, падает на припорошенную, белую землю. ИРИНА невольно пятится. КАТЯ – бледная, с узенькими щёлочками глаз, плотно сжатыми губами – опускает «Берету». Смотрит на мать. Подходит к лежащему человеку. Поднимает со снега оружие.
ИРИНА
(шёпотом)
Катя…
КАТЯ приседает над телом, шарит по карманам, вытаскивает две снаряжённых обоймы, снова смотрит на ИРИНУ.
КАТЯ
Мама… Садись в машину… Мама… Вставай и садись в машину! Мама! Скорей!
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ВИТАЛИЙ, согнувшись на краю диванчика, сосредоточенно вертит по столу мобильный телефон.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Витя…
(присаживается рядом)
Только – без истерик… Пока ничего не известно… Что-то у них случилось… Что-то произошло… Передумать они не могли… Им нужен этот «товар»… Тетради – у нас… Значит, позвонят… Дадут знать…
ВИТАЛИЙ оставляет в покое телефон, встаёт с диванчика, медленно проходит по холлу первого этажа дома.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Женщина с ребёнком – живы… Поверь, Витя… Возможно, они хотели убедиться, что ты… Что мы готовы идти на контакт… Играть по их правилам… Наблюдали… Выжидали…
(закуривает)
А если – так, значит, обязательно перезвонят! Переназначат место… Время… Сейчас ребята просматривают видео… Пошли – глянем… Вдруг кого увидим… Или узнаем…
ВОЛОДЯ
(подходит к дивану)
Андрей Владимирович… На телефоне – ничего. Ни «пальцев», ни волос, ни слюны. Ничего. В телефоне – один исходящий. Переверзеву. Записная книжка пуста, фото, видео нет. Никаких файлов. Входящих тоже нет. Где куплен… У кого… Кем… Вряд ли сможем «пробить». Модель старая. Аппарат «бэушный»…
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА останавливает машину. Всхлипывает. И вдруг тихо рыдает.
КАТЯ
(смотрит на мать)
Мам… Не надо. Не надо плакать. Мы убежали. Убежали…
ИРИНА
(гневно поворачивается)
Отдай пистолет! Немедленно! Сейчас же!!!
(Катя смотрит в лобовое стекло)
Ты слышишь?!
КАТЯ
(тихо)
Мама… Поехали… Нам нельзя стоять. Поехали…
ИРИНА
Отдай мне пистолет!
КАТЯ насупливается, медленно вытягивает из-под телогрейки «Берету». ИРИНА хватает оружие и быстро засовывает под сиденье.
КАТЯ
Поехали, мам…
(громко чихает)
Ой…
ИРИНА
(протягивает руку)
Ещё! Давай, давай…
КАТЯ строит обиженную рожицу, снова залезает ручонкой в телогрейку, вытаскивает «Макаров».
ИРИНА
Всё? Больше – нет?!
(Катя молча крутит головой)
Точно?!
КАТЯ кивает. ИРИНА ещё раз смотрит на дочь и трогает микроавтобус.
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ВИТАЛИЙ медленно спускается по лестнице со второго этажа дома, смотрит на столик, хватает мобильный телефон и быстро надевает куртку.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Витя, Витя!
(встаёт с дивана)
Ты – куда?
ВИТАЛИЙ хлопает входной дверью.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Толя! За – ним! Рысью! Сейчас опять дров наломает!
(Анатолий кивает)
Не отпускать. Если надо, бери группу Лаврухина!
АНАТОЛИЙ
Понял.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Давай!
(хлопает Анатолия по плечу)
У него сейчас мозги – кривось-накось…
(со двора слышится шум отъезжающей машины)
Давай, давай, Толя! Живо! Бегом!
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
КАТЯ
(тихо)
Мама…
Впереди, на обочине трассы, стоит сине-белый «Опель» патрульно-постовой службы и высокий, с жёлтыми полосками на рукавах форменной куртки, лейтенант.
КАТЯ
(смотрит на мать)
Мам… Не останавливайся… Мам! А вдруг они – тоже…
Лейтенант поднимает полосатый жезл.
КАТЯ
Мама! Не надо! Гони! Мама!
НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ЧЕТЫРЁХПОЛОСНОЙ ДОРОГИ – ДЕНЬ
Микроавтобус начинает притормаживать.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
КАТЯ
Мама!!!
(вцепляется в рукав телогрейки Ирины)
Не тормози!!! Вдруг они тоже – бандиты!!! Гони, мама!!!
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
(из мобильной радиостанции)
Остановился у дома Кругловой, Андрей Владимирович… Вышел из машины…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(смотрит на Володю)
Что ему там надо?
ВОЛОДЯ пожимает плечами.
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
(из мобильной радиостанции)
Разговаривает с Морозовым… Что-то взял… Кажется – ключи… Пошёл к подъезду…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ переводит взгляд на монитор. В одном из «окошек» появляется ВИТАЛИЙ, открывающий металлическую подъездную дверь. Исчезает. Снова появляется, уже в другом «окне» – на лестнице подъезда.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(не громко)
Ну? И куда его понесло, демона? В квартире было тихо?
ВОЛОДЯ
(глядя на монитор)
Так точно. Никого…
В третьем «окошке» ВИТАЛИЙ выходит из лифта и останавливается у двери квартиры ИРИНЫ. Отпирает дверь и оказывается в новом «окошке» монитора.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(достаёт из серебряного портсигара сигарету)
Квартиру хорошо отработали? Ничего?
НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ЧЕТЫРЁХПОЛОСНОЙ ДОРОГИ – ДЕНЬ
Красный микроавтобус, притормаживая, вдруг быстро набирает скорость и проносится мимо машины ДПС. Лейтенант ныряет в «Опель». Машина ДПС срывается с места.
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
В следующем «окне» на мониторе ВИТАЛИЙ осторожно входит в квартиру ИРИНЫ. Не зажигая свет, медленно переступает через порванный линолеум и поломанные доски коридора.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
И?
(смотрит на монитор)
И что ему там надо?
ВОЛОДЯ
(тихо)
Все помещения тщательно осмотрели… Металлодетекторами… В ультрафиолете… Собачками… Чисто. Абсолютно. Ни оружия, ни боеприпасов, ни документов, ни наркотиков. Ничего. Тайников не обнаружено…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Тогда – что?
Генерал переводит взгляд на другое «окошко»: ВИТАЛИЙ останавливается на пороге гостиной.
НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ЧЕТЫРЁХПОЛОСНОЙ ДОРОГИ – ДЕНЬ
ГОЛОС
(из динамика машины ДПС)
Микроавтобус «Мерседес», госномер 60-82! Остановиться! Приказываю: остановиться!
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
КАТЯ
(вцепляется в поручень над дверкой салона)
Мама! Мама! Тормози! Мама!!!
НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ЧЕТЫРЁХПОЛОСНОЙ ДОРОГИ – ДЕНЬ
ГОЛОС
(из динамика машины ДПС)
Приказываю: остановиться!!! Микроавтобус «Мерседес», госномер 60-82! Остановиться! Иначе открываем огонь на поражение! Открываем огонь на поражение!
Микроавтобус, не сбрасывая скорости, резко сворачивает с шоссе на грунтовку.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
КАТЯ
Ма…
(девочку резко подкидывает)
Ма… Они будут стрелять! Мама! Тормози!
ИРИНА
Держись крепче!!!
Позади хлопает выстрел.
КАТЯ
(оглядывается)
Мама! Они стреляют! Мама!!!
ИРИНА
(правой рукой резко наклоняет дочь)
Пригнись!!! Не поднимайся!!! Лежи!!!
КАТЯ
(тонко)
Мам!
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Микроавтобус чуть притормаживает и ныряет в лес. Рядом с боковым зеркалом машины выстрел срывает кусок сосновой коры. Другая пуля глухо пробивает стекло задней двери.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА быстро смотрит в зеркало заднего вида. «Опель» ДПС отчаянно подбрасывает на колдобинах лесной колеи.
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
ГОЛОС
(из динамика машины ДПС)
Остановиться!!! Приказываю: остановиться!!!
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА
Ага… Сей…
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Микроавтобус едва не влетает в глубокую яму.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА
(бешено работая рулём)
Сейчас…
КАТЯ
Мама!
ИРИНА
Лежи!!!
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Лес внезапно заканчивается, и микроавтобус, подпрыгивая на подмёрзших буграх, мчится вдоль белоснежного поля.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА
(утапливает педаль газа)
Вот привязались, заразы!
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Микроавтобус ревёт и правым передним колесом проносится по воздуху над глубоким песчаным карьером. ИРИНА резко крутит «баранку» влево. Выравнивает микроавтобус.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
Позади вновь громыхает. ИРИНА невольно пригибает голову.
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Оглушительно лопается баллон заднего колеса. Микроавтобус крутит.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
КАТЯ
Мама!!!
ИРИНА, судорожно выворачивая руль в сторону заноса, притормаживает.
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Микроавтобус юзом скользит по мёрзлой грязи.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА снова выворачивает «баранку».
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Микроавтобус тяжело разворачивается поперёк заснеженной дороги, проносится боком несколько метров и замирает.
ИНТ. САЛОН МИКРОАВТОБУСА – ДЕНЬ
ИРИНА медленно откидывается на сиденье и прикрывает глаза.
В зеркале заднего вида быстро вырастает автомобиль ДПС.
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ
Внезапно сине-белый «Опель» закручивает, и, на секунду задрав бешено вращающиеся передние колёса, машина с лязгом катится по склону карьера.
КАТЯ выскакивает из микроавтобуса и подбегает к краю обрыва.
НАТ. СКЛОН КАРЬЕРА – ДЕНЬ
«Опель» несколько раз переворачивается, зависает на маленьком глинистом «козырьке» и оглушительно грохается на дно карьера. Несколько секунд – тихо.
НАТ. ГРУНТОВАЯ ДОРОГА У КАРЬЕРА – ДЕНЬ
ИРИНА медленно выбирается из машины и тут же пригибается. Со дна карьера гремит взрыв. Гулко взлетают вороны. С лап елей мягко падает снег.
КАТЯ
(стоя у края карьера, шёпотом)
Мама…
ИРИНА подходит к дочери.
НАТ. ДНО КАРЬЕРА – ДЕНЬ
«Опель» ДПС полыхает.
НАТ. КРАЙ КАРЬЕРА – ДЕНЬ
КАТЯ
(прижимается к матери)
Мамочка… Мама…
ИНТ. ДОМ ВИТАЛИЯ – ДЕНЬ
ОПЕРАТИВНИК
(вбегает в комнату)
Товарищ полковник! На 78-м километре трассы М16 наряд ДПС начал преследование микроавтобуса «Мерседес», госномер М60-82ИК…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
И?
Все в комнате смотрят на ВИТАЛИЯ – в «окошке» монитора: ВИТАЛИЙ медленно, сантиметр за сантиметром, простукивает костяшками пальцев стену клееной обоями комнаты.
ОПЕРАТИВНИК
(быстро)
Судя по докладу, за рулём была женщина… Рядом – ребёнок… Возможно – ребёнок… Микроавтобус не остановился на требование… На большой скорости проследовал в сторону города…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(резко выпрямляется)
Где?! Где – машина?!
ОПЕРАТИВНИК
Наряд ДПС…
(утирает мокрый лоб)
Начал преследование… Было применено табельное оружие…
ВОЛОДЯ встаёт со стула.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Кто?! Кто стрелял?!
ОПЕРАТИВНИК
(тихо)
Потом связь была потеряна…
НАТ. КРАЙ КАРЬЕРА – ДЕНЬ
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ стоит на краю заснеженного карьера и смотрит, как внизу, из обгоревшей машины, спасатели осторожно вытаскивают два чёрных скрюченных тела.
АНАТОЛИЙ
(подходит к Андрею Владимировичу)
Товарищ полковник… С рулевой колонки, коробки передач, салона микроавтобуса сняты «пальцы». Отправлены экспертам. Три пулевых отверстия – в задней двери. Очевидно – табельное. Пробит скат заднего правого колеса. На подголовнике водительского сиденья обнаружены волосы. А под сиденьем – вот…
(поднимает два прозрачных пакета с «Беретой» и «Макаровым»)
Девятого калибра. Старая, 92S… 76-го года… Первая модификация базовой, 92-й модели. В настоящее время не выпускается. И – наш «макарыч». Армейский…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(смотрит на оружие)
Какие мысли, Толя?
(медленно закуривает)
Что думаешь?
КРИМИНАЛИСТ
(подходит с другой стороны)
Товарищ полковник… Разрешите?
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Докладывай.
КРИМИНАЛИСТ
От микроавтобуса – две пары следов…
(машет рукой в сторону леса)
Ведут в лес. Судя по подошвам – кроссовки. Большого размера…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(коротко)
Кинологов. По всей трассе. В обе стороны – группы поиска. Фото женщины и ребёнка – на все посты.
КРИМИНАЛИСТ
Есть!
(смотрит на Володю)
И ещё: на дороге от трассы… Справа по движению… Обнаружены гильзы. От «макарова». Одна пуля застряла в стволе сосны. Слева по движению.
ВОЛОДЯ перехватывает взгляд полковника.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(делает глубокую затяжку и стреляет окурком в сторону)
Ну, какие мысли?
ВОЛОДЯ
(помолчав, медленно)
Я полагаю: картина такая… Если это были они… Каким-то образом… Смогли выбраться… Завладели транспортом… И стали уходить…
К краю обрыва, лязгая, чадя выхлопным дымом, подъезжает громадный жёлтый автокран.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(смотрит на дно карьера)
А – оружие?
Внизу, на дне карьера, стоят несколько спасателей и смотрят вверх.
ВОЛОДЯ
(пожимает плечами)
Оружие, я полагаю, было захвачено… У похитителей… Возможно…
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(поворачивается)
Кем? Кем захвачено?! Женщиной?! Ребёнком?!
(Володя пожимает плечами)
Чья машина – выяснили? Кто владелец?! Откуда ехала?!
ВОЛОДЯ
(достаёт блокнот)
Так точно. Зарегистрирована на имя некого Ильина Вячеслава Алексеевича, 68-го года рождения, не судим, не привлекался, работает менеджером по сбыту в ООО «Табак-инвест». Женат… Есть ребёнок… Пока не нашли… Работаем…
Автокран, распялив на снежной грязи чёрные упоры, медленно опускает тросы ко дну карьера.
ВОЛОДЯ
(прячет блокнот)
Я полагаю… Микроавтобус шёл по трассе… На большой скорости… Машина ДПС начала преследование… С трассы свернули на – просёлочную… В лес… По «Мерседесу» несколько раз стреляли… На краю карьера «Опель» занесло… И выкинуло вниз… Водитель с пассажиром вышли из микроавтобуса… Судя по следам, подошли к карьеру… Какое-то время стояли… Потом следы уходят в лес… По направлению к трассе…
(полковник закуривает)
Из «Береты»… Судя по запаху из ствола… Недавно стреляли… В обойме – только семь патронов. Из пятнадцати…
НАТ. ОБОЧИНА ТРАССЫ – ДЕНЬ
ИРИНА
(стоя на обочине, оборачивается)
Котёнок… Не вылезай пока… Слышишь? Сиди там тихонько… Да?
По трассе, мимо ИРИНЫ, проносятся легковые автомобили, грузовики, самосвалы.
КАТЯ
(из припорошенного снегом кювета)
Мам… Слышишь, мам… Ты только ничего не бойся… Мам… Мы убе…
ИРИНА
(резко)
Прячься! Живо!
(смотрит на трассу)
Впереди быстро вырастают очертания КАМАЗа. ИРИНА поправляется телогрейку и отчаянно машет рукой. КАМАЗ равняется с женщиной, обдувает ИРИНУ снежной пылью и, проехав ещё с десяток метров вперёд, утробно тормозит. ИРИНА, стараясь не потерять на ходу кроссовки, бежит к машине. КАТЯ высовывает из кювета голову и видит ИРИНУ – у открывшейся двери кабины КАМАЗа. ИРИНА кивает невидимому водителю и, резко повернув голову в сторону дочери, машет КАТЕ рукой.
НАТ. КРАЙ КАРЬЕРА – ДЕНЬ
Позади автокрана, разбрызгивая комья мёрзлой грязи, резко тормозит «Мерседес» ВИТАЛИЯ.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
О!
(смотрит на «Мерседес»)
Джеймс Бонд пожаловал. Володь, заканчивай здесь. Немедленно докладывать. Обо всём. Немедленно.
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ныряет в чёрный джип. ВИТАЛИЙ быстро выходит из «Мерседеса», огибает грохочущий автокран и, поскальзываясь на разбитой колее, бежит к микроавтобусу.
Через поднимающееся тонированное стекло заднего сиденья джипа АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ смотрит на ВИТАЛИЯ. Джип медленно трогается.
ВИТАЛИЙ
(тяжело дыша)
Что?! Это – они?! Да?!
Автокран ревёт.
НАТ. ДНО КАРЬЕРА – ДЕНЬ
Сгоревший «Опель», слегка покачиваясь на тросах, ползёт вверх, вдоль глинистой стены карьера.
Титры.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА
(за кадром титров)
Горы цвета халвы.
Да ослиные визги.
Я родился, увы,
после жизни.
Кроет сумерек мглу
звёздным крепом…
Что отдать я могу,
кроме неба?
Припев:
Нет – не слёзы.
Лишь дождь
слепо косит.
Нам родиться пришлось
жизни после.
Время пущено вспять.
Поздно мыслить.
Нам пришлось жить опять.
После жизни…
Голоса – ни гу-гу
павших…
Знаете –
что отдать я могу,
кроме памяти?
И морозной
опять
веет свежестью…
Что могу я отдать,
кроме нежности?
Припев
Нынче снова кровать –
крапом крови…
Что могу я отдать,
жизни кроме?
Горы – в алом снегу.
Солнца брызги.
Что отдать я могу,
кроме жизни?
Припев
ТИТРЫ
Конец третьей серии