Ева Андреева. Непонимающий мальчик (рассказ)

  «Каждой весной, во время Пасхальной праздничной недели, мы всем семейством отправляемся на дачу. Такая семейная традиция сложилась много лет назад, ещё до рождения моей сестры Веры».
— Маша! Где ты есть? Иди на веранду обедать! Мы все тебя ждём! — прокричала Вера на весь дом.
— Сейчас! Я Нине письмо писала — увлеклась! — я быстро сохранила текст, закрыла ноутбук и побежала к своим. Потом допишу.
Я познакомилась с Ниной на форуме фотографов. Меня поразили её снимки: яркие, глубокие, неординарные. Ещё больше поразила её история: несколько лет назад ценой собственного здоровья она спасла жизнь ребёнку. Уже пять лет Нина прикована к инвалидному креслу, но это не сделало её озлобленной, унылой и подавленной. Она продолжает заниматься фотографией, участвует в различных конкурсах и консультирует начинающих фотографов по скайпу. К тому же она принимает участие в различных инициативах. Так организовала проект «Пишу письмо», участники которого пишут друг другу классические письма, в которых сообщают о событиях, случившихся с ними, делятся мыслями. Чтобы переписка носила регулярный характер, на сайте проекта предусмотрена система оповещений. Мне так понравилась эта идея, что раз в две недели я отправляю Нине истории, которые случаются со мной и моим окружением.
На веранде, за большим дубовым столом, сделанным моим дедушкой, расположилось всё моё семейство. Почти всё. Не было только племянника Паши — сына моей сестры Лизы.
— А почему только меня ждут? Ведь Паши тоже ещё нет, — произнесла я, усаживаясь на свободное место.
— Он у Савельевых. С минуты на минуту будет, так как обещал не задерживаться. Ты же знаешь какой он у нас ответственный — всегда своё слово держит, — с улыбкой ответила Лиза, освобождая место в центре стола. — Бабуль, я всё подготовила — ставь главное блюдо!
Вдруг овчарка Лайма громко залаяла. Она всегда так сообщала о том, что кто-то пришёл. Действительно: по тропинке к нам бежал Паша.
Паше 9 лет. Он не по годам смышлёный и рассудительный мальчик. По благодати Божьей всё делает правильно и по расписанию. Послушен. Вовремя и с удовольствием выполняет домашние задания, никогда не пропускает занятия без уважительной причины. В нём царит мир, покой и особая духовная сила. А благодаря смирению он даже и не осознаёт своих добродетелей. Всё у него получается идеально само собой, без особых усилий. Он даже и не представляет, что можно делать иначе: лениться, не слушаться, не выполнять задания, прогуливать школу, баловаться.
— О! А вот и наш Павел прибежал. Как раз вовремя, — радушно поприветствовал его дедушка и ласково потрепал по волосам.— Садись давай, сейчас молиться будем.
В нашей семье принято, что дедушка перед едой возносит молитву Господу вслух. Остальные в это время молятся про себя.
Я сразу заметила, что Паша чем-то встревожен. Обычно он спокоен, мирен духом, все действия его плавны, взгляд излучает покой и доброту. Неверующий человек пытаясь охарактеризовать Пашу употребил бы слово гармоничен. Я же говорю, что он ходит в Божией благодати. Сейчас же что-то в нём переменилось. Как будто откололся какой-то кусочек. Вроде Паша, а вроде и нет. Во взгляде появились какие-то ранее не свойственные ему искорки. И всё выражение лица как-то изменилось — посерело. Ох, не нравятся мне такие перемены. По себе знаю. В душе что-то меняется. После того как мы помолились перед едой, я решила выяснить по какой причине в Павле произошли изменения.
— Паш, как у Савельевых дела? — задала я наводящий вопрос.
— Всё хорошо. Они вечером в город возвращаются. Завтра бабушка Димы в санаторий уезжает, а они решили всей семьёй её проводить, — быстро ответил племянник и уткнулся в тарелку.
— У Димы как дела? Как учится? — продолжала я допрос.
— Да как всегда! Списывает! А то и вообще прогуливает! — с возмущением и досадой ответил Пашка. Обычно он так никогда не говорил о своём друге. Всегда дипломатично увиливал от ответа, как только затрагивалась тема успеваемости Димы.
— Ты никогда в такой форме не говорил про товарища. Вы поссорились?
— Нет, — Павел ответил сдержанно, но было видно, что он что-то не договаривает. — Просто… — сказал он нерешительно, будто раздумывая, стоит ли продолжать, — я не понимаю его! — возмущенно крикнул Паша и разговорился: — Как можно прогуливать уроки? Как можно забывать тетради и учебники? Я не понимаю, как можно их забыть, если ты вечером собираешь рюкзак и знаешь, какие завтра у тебя будут предметы! Я не понимаю, как можно не сделать задание, если тебе его задали и ты знаешь, что завтра тебя могут спросить! Как? Как такое вообще возможно? Как…
— Ты что это делаешь? Осуждаешь своего друга? — перебил его дедушка, пристально смотря ему в глаза.
— Да я не осуждаю! Я просто не понимаю, как он может так себя вести. Ведь всё же элементарно.
Паша стал картинно загибать пальцы правой руки:
— Раз — ты ходишь в школу и присутствуешь там на уроках; два — тебе там дают задания; три — ты приходишь домой и кушаешь; четыре — делаешь уроки; пять — собираешь рюкзак, куда складываешь все тетради, в которых только что записывал упражнения. Это же обычные вещи, ничего сложного!
— Уверен, что не осуждаешь Диму? А нам зачем рассказываешь о своём друге? Почему тогда ему не помог, раз сам со своими делами так ловко можешь управляться? — строго спросил дедушка.
— Не знаю, — тихо и задумчиво сказал мальчик, потупив взгляд. — Но я правда не понимаю такого поведения. Это разве осуждение?
— Знаешь, я тут вспомнила один рассказ, основанный на реальных событиях. Героиня столкнулась с похожей проблемой и рассуждала точь-в-точь как ты, — включилась в разговор Вера. — Если хочешь, то вечером могу рассказать. Возможно, ты для себя узнаешь кое-что важное.
— Очень хочу! — воодушевлённо ответил наш непонимающий мальчик. — Но почему вечером? Расскажи сейчас. Пожалуйста, — кротко попросил он.
— Можно и сейчас, если остальные не против.
— Не против! — хором сказали все.
— Я кажется знаю о какой истории пойдёт речь, — на ухо прошептала мне мама и улыбнулась.
— Ну что, слушайте! — начала Вера. — Одна девушка с раннего детства очень хорошо рисовала, не прикладывая к этому никаких усилий, не заставляя себя. Всё у неё получалось будто само собой, а внутреннее состояние было мирным и спокойным.
— Как её звали? — спросил Паша.
— Вика, — после небольшой паузы ответила Вера. — Итак, она не мучилась долгими размышлениями что именно ей нужно рисовать, какие краски использовать. Однако результат был такой, будто она  всё тщательно продумывала, изучала творчество великих художников. Нет! Просто у неё было внутреннее знание, какой должна получиться картина.
Все знакомые замечали, что Вика очень организованна, всё делает по расписанию, краски и кисти расставляет в определённом порядке. Но опять же, это не было специально — напоказ. Это исходило изнутри. Вика всё делала в состоянии внутреннего покоя, находясь в настоящем моменте.
В девятнадцать лет на курсах вождения она познакомилась с художницей Женей.
— Хочешь, я тебя нарисую? — как-то предложила ей Женя.
— Давай!
У Жени в доме была своя мастерская, где находился качественный мольберт, дорогие краски, холсты и кисти. У стены стояли картины. Около тридцати штук. Удивительно, но среди них не было ни одной законченной.
— Как у тебя много незавершённых работ.
— Да я всегда так делаю — начинаю рисовать картину, а потом переключаюсь на другую. Надеюсь, что когда-нибудь закончу. Ладно, давай начинать. Садись в белое кресло.
Женя рисовала три часа. Движения её были взвинченными, лицо хмурым. Наша героиня про себя подумала: «Сколько материалов дорогих, а делает всё без любви.»
Портрет Вика так и не получила. Полгода о нём спрашивала, потом перестала.
Затем она стала регулярно посещать выставки молодых художников и у неё сформировался свой взгляд на творческий процесс молодых дарований. Всё чаще она позволяла себе высказывать своё мнение.
— Зачем вообще рисовать, если не получается? Зачем давать обещания и не выполнять? Нет, я не осуждаю! — всегда уточняла Вика. — Я просто не понимаю. Не понимаю, как можно рисовать и не заканчивать работы, когда у тебя есть своя мастерская и  качественные материалы. Вот если бы у меня это было, то я бы всё делала с любовью.
Вика не боялась показаться бездарной завистницей, которая осуждает лишь потому, что сама не состоялась как художница. Во-первых, все знакомые знали, что у неё талант. А во-вторых, она всегда уточняла, что не осуждает, а просто не понимает. Не понимала она не только, как молодые авторы не стесняются выставлять свои работы, но как они вообще могут улыбаться, свободно общаться и смотреть людям в глаза при таких-то картинах. У неё было ощущение, что она наконец-то прозрела, стала умной и рассудительной. В своей правоте она не сомневалась, не осознавая даже, что любви к людям у неё не было, а было лишь пьянящее чувство довольства собой.
Прошло несколько лет и Вика оборудовала свою мастерскую, купила все необходимые материалы. Она радостно думала: «Всё, теперь я полностью могу посвятить себя любимому делу и показать всем, как надо работать».
Во время подготовки рабочего места Вика почувствовала странное беспокойство, которого она никогда раньше не испытывала. Это её удивило, ведь причин никаких не было, напротив — в её жизни было всё так, как она и хотела. Из-за этого чувства пришлось прикладывать невероятные внутренние усилия, чтобы разложить ровно краски, кисти, мастихин, загрунтовать холст. Беспокойство усилилось, когда на следующий день она приступила к написанию картины. Мира внутри — как раньше — не было. Кисть в руках не слушалась, мысли в голове путались. Вика пыталась не обращать на это внимание, но ничего не получалось. Все привычные процессы внутри неё изменились — вместо спокойствия и духовной лёгкости появился совсем другой дух. Дух какого-то оцепенения, который не давал ничего делать.
— А так вообще бывает? — Паша вклинился в рассказ Веры.
— По всякому бывает. У меня вот так было.
— Так ты о себе! Я так и думал, ты же художница!
— О себе, о себе! Так что, дорогой племянничек, по-разному может быть, — продолжила Вера. — Вот живёшь в радости и внутреннем спокойствии и не догадываешься, что у других этого нет. Тебе легко даётся наука или творчество, а другим — нет. У тебя внутри Божья благодать, а у других темень непроглядная, от которой они избавиться хотят. А ты мало того, что живешь в благополучном состоянии, так ещё и других судишь, думая, что с тобой подобного не случится. А тут раз — и отнимается у тебя твой дар. В моём случае я лишилась таланта именно из-за осуждения. Правда, не сразу это поняла. Год так жила. Причём, я не только перестала нормально рисовать, но и все остальные дела давались крайне тяжело. Внутри была дикая смесь: тревога, страх, скованность, ощущение, что на тебя давит всё пространство вокруг. От внутреннего напряжения была резь в глазах, выступали слёзы. Я продолжала рисовать и ходить на различные мастер-классы, решив вначале не обращать внимания. Молилась и надеялась, что всё пройдёт, но становилось только хуже. Во время уроков было очень плохо и я прикладывала невероятные волевые усилия, чтобы не убежать домой. Я сильно испугалась этого состояния. Я даже к врачам ходила. Если бы не воспитывалась в по-настоящему православной семье и не уяснила, что к гадалкам ходить — это Бога предавать, то я бы точно многих обошла. Это настолько жуткое состояние, когда двадцать лет ты живёшь с одним мироощущением, а потом — без видимых причин — резко всё меняется. Я тогда и к психологу долго ходила, которая почему-то предположила, что у меня депрессия, раз я не могу ничего делать. Даже направила к психиатру, чтобы подтвердить диагноз.
Как раз в этот момент я и встретила Женю, которую осудила за её неумение доводить дела до конца. Сама не знаю почему, после взаимных приветствий и короткой беседы, у меня вырвался вопрос: «Ты спокойна, когда рисуешь?» К моему собственному удивлению, она откровенно рассказала мне, что всегда сильно нервничает, внутри дисгармония жуткая и невероятно тяжело в моменты написания картин. Вот поэтому она и не завершает. Не выдерживает просто-напросто внутреннего напряжения и сильных, крайне неприятных чувств.
Меня после этого разговора как осенило — я осознала своё состояние всем сердцем, — совсем не святое состояние. Ведь я же не только Бога не благодарила за те внутренние качества, которые у меня были, но и не сочувствовала тем людям, у которых что-то не получается. Даже мысли не возникло помолиться о них искренне или помочь им ненавязчиво, с любовью. Я выступала в роли стороннего наблюдателя, оценивая всё, но не поддерживая людей. Любви не было к ним вообще. Вот тогда я и пожалела о своих словах, и долго плакала о том, что принялась судить тех, о ком понятия не имею.
— А после этого ты помолилась об исцелении? — спросил Паша.
— Знаешь, мне так мерзко от себя самой было, так жутко. Я молилась только о том, чтобы Господь простил меня за неблагодарность и за осуждение. Внутренне была готова до конца дней жить в этом состоянии. Но на следующий же день я проснулась и почувствовала себя такой же, какой всегда и была: во мне царили мир и покой, я смогла спокойно рисовать. Господь милостив!
— Да, внучка, хорошо помню ту историю, — задумчиво произнёс дедушка и обратился к Паше: — Ну, что думаешь?
— Да уж, — пробормотал Паша подавленным голосом, — я рассуждал совершенно как Вера. Я просто позволил себе оценить Диму; желания помолиться о нём не было. Я всегда был уверен, что его устраивает то, как он себя ведёт. Сейчас моя уверенность в этом пошатнулась. Мне даже в голову не пришла мысль, что ему нужна помощь, ведь он не жаловался никогда.
— Так о таком и не говорят обычно. Человек думает, что он от природы такой и не знает, что внутри может быть всё совсем по-другому. В лучшем случае к Богу приходит и просит об изменении, в худшем — начинает завидовать, ненавидеть всё хорошее, да и своё окружение путём манипуляций убеждает в том, что его недостатки — это на самом деле достоинства.
Когда дедушка говорил, Вера утвердительно кивала, а затем с жаром произнесла:
— Вот ты сейчас возмущался, что Димка всё забывает, не выполняет домашние задания, прогуливает школу, но знаешь ли ты причину, по которой он так поступает? Не надо сравнивать его с собой. Тебя Господь благословил, поэтому у тебя так всё и получается складно. Ты даже это и за добродетель не считаешь, понятия не имеешь как по-другому может быть. Да только это не у всех так, — это дар Божий. У некоторых нет тех даров, которыми тебя одарили так щедро. Ты не представляешь, что внутри у человека может твориться. Возможно он и хочет всё успевать, быть прилежным и ответственным, да не получается у него. Вполне вероятно, что он даже не знает как именно с этим справляться. Возможно, просто решил, что он такой от природы и бороться не стоит с этим. Может твой друг прикладывает невероятнейшие усилия каждый раз, чтобы дойти до школы, сделать уроки, собрать портфель. Не надо Бога гневить! А вот помолиться за друга надо, с верой искренне помолиться!
— Да, вы правы, — грустно ответил Паша. — У меня сейчас как пелена с глаз упала. Получается, что я плохо поступил. Что же делать?
— Плохо, но не ты один. Наша вина тут тоже есть, — произнёс дедушка. — Мы должны были обязательно поднять эту тему, ведь мы за тебя отвечаем перед Господом. Хорошо, что быстро всё выяснилось. Спрашиваешь: «Что делать?» Выучить урок! Осознать, что осуждать другого за отсутствие способностей — большой грех против Бога. Ведь тебе даны способности не для чувства собственной важности, а чтобы ты мог помочь другим — менее одаренным.
Паша после этого разговора был задумчивым и немного грустным, а спустя пару минут убежал в свою комнату. Вернулся примерно через полчаса радостным и спокойным, как всегда. Предполагаю, что в комнате он усердно молился.
Мы ещё долго обсуждали разные новости. Когда убирали со стола, Вера весело спросила:
— Ну что, у тебя теперь есть очередная тема для письма? Напишешь Нине сегодняшнюю историю?
— Обязательно! — подмигнула я ей. — Прямо сейчас этим и займусь.

@ Ева Андреева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *