Славянский Ра-2, часть 2

Вернёмся к богу. У нас есть Страх-Рах, Рарог и Ра. С последним более-менее понятно: он появляется у Асова в 90-е годы, который активно продвигает «Велесову книгу», «Боянов Гимн» и «Книгу Коляды». Часто на этого бога ссылаются неоязычники, а их верования слабо относятся с тем, что рассказывают учёные. Кто такой Рарог, и как он связан с Ра, хотя бы древнеегипетским, разберёмся ниже.


Первым делом, пусть и вне очереди, возьмёмся за Страха-Раха, который появляется в русских заговорах. Точнее, в одном, на него часто и ссылаются:

«На восточной стороне есть окиян-море, на том Окиян-море лежит колода дубовая, да на той колоде дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху – раху покорюсь и помолюсь.

Создай мне Страх-Рах семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихоров, ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленные травы, быстрые реки, и так бы сушилась, крушилась обо мне чадо божье (имя). Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, такое си, тако буди!»

У Александра Тулупова, в книге «Род Севера. Русские гиперборейцы», высказывается предположение, что Страх-Рах являлся верховным божеством. При этом в некоторых источниках, Страха связывают то со Стрибогом, то с птицей Рух, то вообще превращают в отдельного бога или демона страха. С солнцем в целом его Тулупов связывает из-за того, что люди, после долгой полярной ночи, пугались восхода солнца. Сам автор книги здесь ссылается на ту же теорию Ра, только основываясь не на статье Избушкина, а на Задорнове («Род Севера. Русские гиперборейцы»,  изд. «Алгоритм», 2013, стр. 423):

«Прилагательное от Ра — «райский», и земля Ра — «райская земля, рай». Тот же корень и в «страхе», «ужас» того же источника, что и санскритская «Ушас» — Заря. После многомесячной полярной ночи поднимающееся красное зарево вызывало вполне естественную реакцию ужаса и страха.»


Рарог – это дух огня. Выглядит, как птица хищной формы (чаще – сокол), либо дракон «с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта». Иногда он становился огненным вихрем, чем напоминает огненного змея из той же славянской мифологии. Его знают украинцы (Рарiг), поляки (Rarog), а также чехи и словаки (Rarog, Raroh, Raroch, Rarasek). В Чехии считали, что Рарог может появляться на свет из яйца, которое 9 дней и ночей высиживает человек на печи. По крайней мере, так написано в Википедии, ссылаясь на «Славянские моделирующие семиотические системы (Древний период)» Иванова В. В. и Топорова В. Н.. Идея высадки яйца и форма сокола явно делает Рарога похожим на Феникса. С той лишь разницей, что здесь нет ни слова о перерождении птицы. Но это не означает, что Рарог не похож на Ра: в Википедии пишут, что Ра иногда предстаёт в виде огнедышащей змеи. Правда, не совсем понятно, где. А уж если вспомнить легенды о том, что Ра каждую ночь сражается со змеем Апопом, то этот облик выглядит немного странным.

Учёные, чтобы не нагородить глупостей, идентифицируют Рарога как огненного духа. В лучшем случае бога огня, но в таком случае это не точно. Да и с богами огня надо прояснить некоторые моменты.


Вообще, кто у древних славян мог быть богом солнца? Оказывается, много кто. Часто в боги солнца записывают Ярилу, Дажьбога (или Даждьбога) и Хорса. Ярила ассоциируется с весной, и зовется богом весеннего солнца. В иных случаях, «младшим солярным божеством (после Дажьбога и Хорса)». Однако его больше считают богом весны, чем богом солнца. При этом у учёных проявляется некоторый скепсис по этому поводу. Для них, Ярило – это персонификация праздника встречи весны. К подобным персонификациям можно отнести Купалу, Кострому и Карачуна. Именем последнего в летописях называли зимнее солнцестояние, но из-за имеющихся мифов и легенд его иногда превращают в злого зимнего духа, от которого, предположительно, произошёл образ Кощея Бессмертного.

Другое дело: Дажьбог и Хорс. Дажьбога ученые пытаются воспринимать, как бога света и тепла. А вот Хорса уже можно считать богом солнца. Хотя ведутся споры по поводу его имени: одни считают, что оно произошло от иранских языков. В то время, как другие утверждают, что Хорс – чисто славянское слово (от него могли произойти слова «хоровод», «хороший», «хоробрый», т.е. «храбрый», и др.).

Кроме того, есть одна нестыковка. Процитирую «Повесть временных лет»:

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.»

То есть, поначалу может показаться, что в центре Киева князь приказал поставить идолы шести бога, два из которых связаны с солнцем. Но при этом выясняется, что вполне возможно богов солнца было не два, а один. И лишь со временем эти боги стали отделяться друг от друга. Цитирую Википедию (статья «Дажьбог» на русском языке):

«Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества.»

И в принципе, в это можно поверить. И Дажьбог, и Хорс являются богами солнца. Однако, у Левкиевской Е.Е., в «Мифах русского народа», записано, что имя Хорса древнерусские книжники регулярно искажали: тот был то Гурком, то Гурсом, то Гусом. В «Беседе трёх святителей» его кличут «жидовином». Его появление в пантеоне Владимира Левкиевская связывает со следующим:

«Однако известно, что божество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце». А в Киеве, помимо славянского населения, жило еще несколько влиятельных этнических групп, в том числе и иранцы – вооруженные воины из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом. Выходит, что появление Хорса в пантеоне князя Владимира (при наличии у славян собственного бога солнца Дажьбога) было продиктовано чисто политическими причинами.»

В примечании про Хорезму Левкиевская отсылается на Топорова В.Н.: «Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор» М., 1989. С. 23–60.

А если опираться на «Славянские мифы» Смирнова Ю.И. (изд. «Паритет», 2016), то мифы о Хорсе и Дажьбоге несколько различаются. В книжке Дажьбог предстаёт древнеславянским Гелиосом. А вот Хорсу приписывают миф (там же, стр. 60) о том, как появились месяц и звёзды. Где он предстаёт белогривым конём (месяц – это потерянная подкова Хорса). Отчего складывается впечатление, что это всё же разные боги. При этом в соседнем мифе про Дажьбога, под названием «Почему на Купалу самый длинный день» (там же, стр. 50), рассказывается, что он как-то раз запряг в колесницу лишь три коня (вместо четырёх): серебряного, и золотого, и бриллиантового. И гривы у них сверкают. Впрочем, у этих историй есть приписка: «По мотивам славянских мифов». То есть, эти легенды сделаны по мотивам других легенд. И, мягко говоря, неточны.

Репост: Славянский Ра-2, часть 1

ВНИМАНИЕ: данный пост чуть более, чем полностью субъективна, и содержит псевдолингвистические изыскания. Они не претендуют на объективность, но являются прологом к дальнейшей теме. Критика этих изысканий приветствуется.
Иллюстрации здесь слабо связаны с текстом.
Когда я писал про «Славянского Ра», то совершил несколько ошибок. Во-первых, я поспешил и проигнорировал книгу Л. С. Клейна «Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества». Там критикуется появление бога Ра в славянской новой мифологии. Причём, Клейн его находит у А. И. Асова, в «Легендах и мифах древних славян». И действительно, там (я взял для этой записи издание «Наука и Религия», 1998 г.), на странице 21, есть такой момент:

«Так Род породил все, что мы видим вокруг – всё, что при Роде, — все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть – Явь, от мира невидимого, духовного – от Нави. Род отделил Правду от Кривды.

В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц – в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий – птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога – Небесного Отца.»

Во-вторых, поскольку я пытался заговорить о боге Ра в славянской мифологии, то не мог не коснуться и темы «солнечного корня», популяризированной Задорновым. В тот момент я даже не сдержался и попытался разобрать слово «радость».

И здесь попробую с этим разобраться по-подробнее хотя бы для того, чтобы закрыть здесь эту тему. Надеюсь, надолго, потому что она мне в последнее время не слабо так потрепала нервы.

  Вообще, слова с корнем «рад» (радость, радушие и т.д.) проще связать с именем индийской богини Радхи (англ. Radha, она же Радхарани, или Радхика), чем с Ра. Которого иногда переводили, как Рэ, из-за особенностей произношения имени. Почему проще? Русский язык, на котором разговаривают в РФ и не только там, возник из древнеславянского семейства языков. Которое, в свою очередь, возникло из индоевропейских языков. И если предположить, что Радхе могли поклоняться индоевропейцы, то вполне возможно, что её имя сохранилось в некоторых русских (и не только) словах. Например, в латинском «radiatio» и в английском «radiance». Кроме того, во многих словах, где присутствует «rad» или «rat», есть некое «светлое» значение. И вряд ли «солнечное», так как бог солнца у индусов – это Сурья (Surya).

  К тому же, теория солнечного корня размывается (именно размывается, а не разваливается) в статье «Михаил Задорнов. Корень Ра». В чём тут проблема? Как я понимаю? Первоначально, учёные пытались найти корень «Ра». Не суффикс, не окончание, не приставку, а именно корень! С трудом это получалось, таких слов, где корнем действительно было «ра», оказалось немного. Среди них слово «Радуга». Которое, правда, если ориентироваться по видео о лингвистических мифах, возникло из древнескандинавского «Regnbogi» (дождевая дуга, оттуда, наверно, и произошло английское «rainbow»). Слово со временем преобразовалось сначала в «Regndoga», затем в «Radoga», а потом стало знакомой «Радугой».
  Правда, возникает вопрос: а до того, как славяне позаимствовали у скандинавов это слово, они как называли радугу? Впрочем, есть другая версия (в словаре Фасмера), согласно которой это слово возникло от праславянского «радъ».

Принимая во внимание существование заговоров, начинающихся словом ра́дуга́ (Даль) и диал. весёлка «радуга», курск.; укр. весе́лиця, весе́лка – то же; ср. также лит. linksmỹnė «радуга»: liñksmas «веселый», следует считать этимологию радуга из *radǫga, производного от radъ (см. рад), наиболее вероятной.


  Но не спешите привязываться к корню «Ра». Потому что, как следует из тех же выступлений Задорнова и статьи «Михаил Задорнов. Корень Ра», это «ра» не обязательно должно быть корнем. Оно может быть частью корня, как в словах: рада, ранг, раж, разинка, ратах, храбрый, аврал, разиня.
  Или вообще корнем не быть, как в слове «нора» (означает «нет Ра, ибо глубоко там»). Где буква «р» является суффиксом, а «а» — окончанием. Кроме того, он может быть модифицирован в «ро», «ре», «ри», «рю», «ру», «ря» и т.д. Так как:

«морфема Р-, в какой бы огласовке она ни находилась, везде отделима от остальной части слова, что и является свидетельством её самостоятельности.»

(цитата из 5 главы статьи «Михаил Задорнов. Корень Ра»)
  Следовательно, в других языках этот «ра» необязательно должен быть «ра». Оно может быть «ар», как в санскритском слове «marthanda». Или «иру», как в «gnayiru» из того же санскрита. И так далее, в том же духе: кельтское «ghrian» («ri»), английские «early» («ar») и «source» («ur»), греческое «noris», испанское «calor» («or»), албанское «qiri» и т.д, и т.п.. Всё это обладает солнечной силой корня «ра». То есть, корейское имя Ари (по англ. Ahri, но это не важно) тоже может обладать этим корнем. Это всё в некотором роде убедительно, но возникают вопросы: может быть, солнечный корень «ра» — это не корень? Может быть, это слог? Может быть, всё дело в букве «р»? Тогда почему эти слова на разных языках записаны по-разному и даже звучат по-разному? Более того, почему «ра» — это именно «солнечный» корень? Если бы он был солнечным, то должен присутствовать во многих именах солярных богов древнего (и не только) мира. А так получается, что «ра» может называться солнечным корнем, но с натяжками. Да, у кельтов богиню солнца зовут Гриан (но это не точно). У японцев богиня-солнце – это Аматэрасу. У древних египтян Ра… туда можно добавить Сурью, древнеиндийского бога солнца. Митру из зороастризма можно вспомнить. Тама-Нуи-Те-Ра у Маори… и, кажется, всё! Хотя на самом деле нет, потому что у некоторых богов в именах есть этот протокорень, можете посмотреть список солярных богов в англоязычной Википедии: List of solar deities — Wikipedia

  Например, у греков солнце – это Аполлон и Гелиос. У скандинавов – Соль или Суль, у римлян – Сол является солнцем. В древних Ассирии и Вавилоне – Шамаш, или Уту. У ацтеков – Тонатиу, у персов – Нахунди, у майя – Кинич Ахау. Вот эти все имена как связаны с корнем «Ра»? У других божественных сущностей (напр. Мойры, Брахма, Юпитер, Перун) можно объяснить наличие этой морфемы. Но другие боги на тех же должностях (славянская «Мойра» формально — это Мокошь, древнеегипетский «Брахма» — Атум, древнескандинавский «Юпитер» — Один, древнегреческий «Перун» — Зевс) лишились этого самого «ра». То есть (это предположительно и со многими допущениями), если «ра» и было «солнечным» протокорнем, то со временем оно стало терять эту «солнечность», становясь лишь частью тех или иных слов, чьи значения не гарантируют связь с солнцем.
  Более того, есть другие слова, которые обладают этим «протокорнем» (как его охарактеризовали авторы статьи), но значение которых совсем не связано с солнцем. Если можно как-то объяснить имя богини смерти Марена (то есть, эта мамаша пришла — и нет больше Ра) или морок (не видно Ра), то вот, например, слово «кошмар» уже вызывает вопросы. Как объяснить структуру «кошм+ар»? С «ар» всё понятно, а что за «кошм»?
https://bytoxi.deviantart.com/art/Khepri-Sol-580544058

  Если всё дело в одной букве, которое располагается в абсолютно любой части слова, то тогда понятно, почему учёные из стана «официальной науки» не спешат обращать внимание на целый семантический пласт, про который они якобы забыли. Тут надо разбираться глубже и тщательнее. Да так, чтобы не затруднить дальнейшие исследования неправильными выводами. Конечно, можно предположить, что в древние времена у предков славян одна буква означало целое слово (см. старославянскую азбуку: А — «азь», Б — «боуки», В — «веди» и т.д.). Но со временем произошли процессы, из-за которых буквы сами по себе перестали нести определённые смыслы. И, видимо, это случилось очень давно.

Привет, мир!

ВАЖНО:

Заявки на публикацию своих произведений в журнале «Новая Литература» направляйте по адресу NewLit@NewLit.ru (тема: «От автора»), вложив в письмо ссылку на свое произведение, опубликованное на NOVLIT.ru.

Обратите внимание: журнал «Новая Литература» не принимает к публикации произведения с других сайтов, кроме http://novlit.ru/.


Что же, очень хорошо. Здесь будут выкладывать свои изыскания. Не могу претендовать на истину в последней инстанции, но надеюсь, что здесь посетитель откроет для себя что-то новое. Первое сообщение я перезаписал сюда из своего блога для форума.