Лилии Машенькиного озера
Пологий склон увала. Рядом -небольшое озеро. До лета 1926 года названия у озера не было. Теперь спросите у ветра: “Какие цветы самые красивые?- и он вам ответит,-Лилии Машенькиного озера”.
По другую сторону увала, не больше одной версты от озера , станица уральских казаков, считавших, что кровь людскую дозволено проливать только в сражениях за веру Христову да за Россею-матушку.
В 1921 году станицу, из голодающего Поволжья, пришла женщина по имени Мария. Пришла с малолетним сыном Никиткой. Настали времена НЭПа: У местного богатея Флора Малахова магазин. В магазине есть даже то, чего у Флора и в дореволюционные годы не было. У Марии и Никиты только корова Пеструшка да топор для заготовки топлива на зиму.
В магазине Флора , гармонь, забытая красногвардейцем при бегстве от войск атамана Дутова. У подросшего к тому времени Никитке большоё, огромное двигать желание двигать её мехами. Флор сказал: ” не можешь купить, давай меняться: я тебе мою тальянку, ты мне-свою корову”.
Мария на обмен не соглашалась, сын настаивал- дошло до брани. Распалившись мать сказала сыну: “Пеструшку-за гармонь!? Только после моей смерти!”
Основным видом топлива в степных поселениях Оренбургского края- кизяк. Но чтобы кизяк жаром дышать стал, его чем-то воспламенить надо. Лесов в степях юго-западного Оренбуржья кот наплакал, По этому для растопки печей используется чилига.
Мария с сыном идёт на заготовку чилиги. Никита рубит, Маша собирает её в снопики. Никита рубит… Толи ветер шепчет, толи шмель жужжит: “Это только, когда меня не будет” “когда меня не будит”- Вторит им голос Флора. Голова Марии Топор блеснув лезвием опускается на голов у Маши.
Ранним утром стадо бурёнок выходит на на пастбища, Пеструшка присоединяется к ним выходя теперь из ворот Флорова подворья.
” Что-то матери твоей не водно”-говорят Никите соседи. “Где она?”-спрашивают.
В ответ слышат: ” В Сызрань поехала. У сестры Варвары пожить захотела.”
Через пару недель распухшее тело Маши всплыло на поверхность озера. С той поры озеро у подножья чилижного увала близи казачьей станицы Новая Каменка именуется Машеным. ” Какие цветы самые, самые?” Отвечаю: “Лилии Машенькиного озера”
Жизнь Никиты, по слухам, закончилась в Жёлтом доме. Так в прежние времена назывались лечебницы для полоумных шизофреников.