Галилейская ночь. Поэма в 40 стансах

Ночь. Гора Искушения. Костёр. У костра человек.
Над худыми запястьями свечкою теплится контур лица.
Губы шепчут слова. Из-под полузакрытых пергаментных век
То и дело блеснут мягким светом и снова погаснут глаза.

Галилейское небо нависло мерцающим звёздным шатром.
С ним негромко беседует, редкие искры взметая, костёр.
Человек у костра неподвижно сидит, будто скованный сном.
Вдруг, поднялся и в стороны руки простёр…

„Добрый вечер! А можно, я к вам ненадолго примкну?“
Прозвучал в темноте чей-то тихий вопрос напрямик.
У костра появился второй, хоть и взяться ему
Тут откуда? А он, всё же, взял и возник.

„Ничего, если сразу на ‘ты’?“ – незнакомец спросил. –
Я давно за тобой наблюдаю и знаю вполне,
Что печёшься о душах несчастных людей. Я немало пожил
И сполна убедился в тщете этих пылких идей. Как по мне,

Вразумлять человеческий род – нет задачи трудней
И достойней, конечно. Будь в том хоть какой-нибудь толк.
Им бы только, лентяям, поспать потеплей да поесть посытней.
Вот и все их желания, вот все их мечты“. Незнакомец умолк.

По-хозяйски подбросил в костёр ворох сучьев. Поправил кошму.
Сучья с треском взялись, озарив всё вокруг на двенадцать шагов.
А уже на тринадцатом взгляд упирался в кромешную тьму,
Обернувшую свет от костра плотным войлоком в девять пластов.

Незнакомец продолжил: „Ты, вижу, упрям. Хорошо, так и быть,
Я тебе помогу перед свиньями бисер метать. Дам совет,
Как из камня невежества хлеб просвещения добыть.
Как искусством риторики сеять во мраке спасительный свет.

Будет мудрость твоя им светить, словно факел в веках,
Будут жадно внимать вдохновенным твоим, многомудрым речам,
Как святыню хранить по богатым кумирням твой прах,
Твой орнамент приделают к рыцарским латам, щитам и мечам.

Силой слова найдёшь путь к погрязшим в пороках сердцам,
Объяснишь им в чём правда, глядишь и поймут что-нибудь.
Им твердили уже, и не раз, только этим скотам
Всё не впрок. Хлеб черствеет и камнем догмата ложится на грудь“.

Незнакомец ткнул палкой, направив большое полено в огонь,
Тьма мгновенно сгустилась, почуяв минутную слабость костра.
Человек неподвижно сидел, спрятав тонкие губы в ладонь,
Влажным блеском мерцали в сомнении поникшие долу глаза.

Молвил хрипло: „Не хлебом единым…“ и брови сурово сомкнул.
Незнакомец смирился: „Согласен. Что благо, что зло на Земле –
Люди знают и так. Только веры у них к словесам, что кузнечик чихнул.
Им для веры неси-подавай чудеса в расписном решете.

Если хочешь, устроим тебе настоящий аншлаг, мне не лень.
Заберёшься повыше, внизу соберётся толпа горожан всех мастей.
Скажешь речь, а потом, к небу руки в эпическом жесте, как пава воздень
И осенним листом с высоты падай вниз, не жалея костей.

Я тебя подхвачу. Не приткнёшься ногою твоей, ни рукой, ни челом.
Пронесу над толпой невредимым, законам земным вопреки.
И тогда нарекут тебя люди заветным, явленным в обличье земном,
Долгожданным мессией. А нам это только с руки.

Мудрость лепит из серого камня прозрения хлеба.
Если долго хранить их, то в камень они обращаются вспять,
Зачерствев в догматизме. Сие неизбежно? Пожалуй, что да. Но тогда,
Может, стоит им сразу тот самый, суровый, догмат преподать?

Чем, бродячим философом, бисер метать на потеху толпе,
С терпеливым смирением снося их упрямый и суетный нрав,
Ты небесным глашатым перед ними предстань! Что отныне рече,
То есть воля Творца! Ну, а он, хошь не хошь, всегда прав.

Как тебе этот план?“ – незнакомец присел на кошму, запахнувши халат.
„Ты меня, – прошептал человек, – искушаешь? Я вижу изъян“.
„Искушаю? Да разве! – съязвил искуситель. – Час с лишним назад
Уж не ты ли так пылко мечтал осчастливить мирян,

С их безудержной тягой ко всем, безусловно, известным грехам,
Коих перечень длинный сейчас оглашать, ни нужды нет, ни сил?
Сколь наивны попытки твои сострадать существам
Недостойным, тебе объяснить я пытался, но чувствую – не убедил.

При своём ты остался. Что ж, дело твоё, коль решил.
Говоришь, там изъян… Разумеется! Как же ему там не быть, посуди?
Если ясно заранее, как бы стезю ты свою ни свершил,
Ждёт твой тщетный порыв неминуемый крах впереди.

Покажи людям чудо, яви им божественной власти пример
И они покорятся тебе как рабы, увидавшие плеть.
Мудрость, важно почив в схоластическом сне, нарожает химер,
Выясняя, кому в райских кущах витать, а кому – в преисподней гореть.

Да, изъян здесь таков, спору нет, что цена у чудес высока.
„Credo quia ineptum est, – скажут два века спустя, – верю, ибо сие
Невозможно представить“. Чей разум познания не чужд и чья вера крепка,
Тот не должен трусливо искать для последней опоры вовне.

Тем она и прекрасна, что нет для неё очевидных причин.
Всё в природе живёт по законам земным, без вмешательств Творца.
Мир открыт человеку от горных вершин до подводных глубин,
Словно книга, достойная более рук мудреца, чем жреца.

Вера – есть бескорыстный, вне пользы, вне смысла акт чистой любви.
Вспомним Иова ропот и вспомним советы его суемудрых друзей:
Чистоплюй лишь и занят грехами, что в рай угодить норовит.
Верит, просит, боится, а значит – не любит Творца фарисей.

Я немного увлёкся. О чём мы? Вот, память… Старею, увы…
Мне бы власти над миром – ах да! – Я б его без труда превратил в райский сад.
Отделил бы добротное семя от плевел и сорной травы,
Отобрал бы достойных, а прочих… а прочих – низвергнул во ад.

Бесконечно возиться со всякой заблудшей душой
Безусловно гуманно, согласен. Но хлопотно. Да и напрасно, к тому ж.
На словах все – орлы. Каждый третий – герой, каждый пятый – святой.
А начнёшь искушать понемногу и видишь: и тот не вывозит и этот не дюж“.

Незнакомец нагнулся и бросил в костер горсть засушенных трав:
Пламя цвета граната, треск камфорных масел, дыхание смол…
„Этих пряных соцветий скупой, но изящный состав
Я собрал мимоходом, когда невзначай Гефсиманской окраиной шёл.

Розовеет восток. Поспешим. Мой извечный каприз –
За созвездиями вслед уходить в темноту предрассветной порой.
Этот мой затяжной одинокий ночной кругосветный круиз
Не вполне доброволен, и я тягощусь этой странной, жестокой судьбой.

Тот, который рождён был лучом самой первой зари,
Что разлилась над миром лежавшем во тьме у начала времён,
Чья рука без числа зажигала далёких светил янтари,
Ныне сослан во тьму и блуждать в ней по кругу, как зверь, обречён.

Стоит только нарушить негласный запрет на дневной променад,
Как меня в тот же миг настигает один неприятный сюрприз.
Пусть изящен мой профиль, приличны манеры, изыскан фасад –
Всё напрасно, когда чей-то взгляд, поблуждав, невзначай устремляется вниз.

Там внизу от меня расстилается чёрная тень.
Чем светлее вокруг, тем отчётливей виден в ней контур рогов и хвоста.
Согласись, что с таким… мм… силуэтом, хоть женское платье надень,
Далеко не уйдёшь. Живописца подводит не кисть, а изъяны холста.“

Так сказал незнакомец, а после затих, сев поближе к огню.
Красноватые блики, мерцая, коснулись протянутых рук.
Тень от праздных ладоней муаровой вязью сплелась в пятерню,
Шевелящую пальцами словно встревоженный мухой паук.

„Есть ещё один способ очистить от скверны сердца.
Грубоватый, но самый надёжный из трёх, – незнакомец вздохнул. –
Прежде прочих святынь люди чтут Золотого тельца,
Присягая любому, чей профиль в монаршем венце на монете сверкнул.

Там, где трон, там и сила. Воздвигни – и властвуй как царь!
Я тебе помогу – возвеличу, прославлю, несметно наполню казну.
Скажешь слово – придут и возложат тельцы на державный алтарь,
Вскинешь жезл – и из праха созиждятся стены и мир снизойдёт на страну.

Долгожданное братство всеобщей любви, красоты и добра
Станет явью, когда добродетель внесут как параграф в закон.
Всяк, оставив пороки, поспешно исправит огрехи нутра,
Каковые имел, да и те впопыхах заодно, каковых был лишён.

Соглашайся! В заботах о благе народном дожив до седин,
По себе ты оставишь в наследство престол и огромную власть.
В исторической фабуле важен добротный фундамент, блестящий зачин
И талантливый зодчий – поверх него новые камни сюжетного вымысла класть.

Стань фундаментом миру, меня же возьми главным зодчим и верным слугой.
По советам моим набери штат придворных, судейских, чиновных и прочих мужей.
Станет город мечты – как скала! Под сапфировым небом и яркой звездой,
Золотой и хрустальный, как надо, а в нём будет сказочный сад, полный кротких зверей.

Ну, решайся…“ – блестел огоньком взгляд внимательных глаз.
За спиной незнакомца рассветной оранжевой кромкой венчались холмы.
Разбивая полено, костёр поспешил, поперхнулся золой и едва не погас.
Но внезапно окреп, одолжив у рассвета оранжевых красок взаймы.

«Отойди, — произнёс человек, — ибо чин твой лукав».
Незнакомец воскликнул: «Неправда! Прошу занести в протокол мой протест.
Несмотря на издержки, приём с диктатурой морали продуман и здрав.
И при равных прогнозах, в отдельных аспектах, приятней, чем пытка и крест.

Если зло неизбежно – подумав, бери наименьшее. Вот мой девиз.
Вариантов не много, – корона, тиара и посох. Всё прочее – вздор.
По деталям проектов рискну чуть попозже представить подробный эскиз,
А пока выбирай и закончим на этом наш долгий, бессмысленный спор.

Что касается жертвы, прошу – не губи понапрасну свой век.
Каждой твари по паре – и в путь, как учил старый Ной.
Как бы ни был велик и вместителен с виду ковчег,
Всех спасти невозможно. Расстанься и ты с этой храброй, но глупой мечтой».

Обернувшись назад, незнакомец увидел пустую кошму.
Вдалеке, алым парусом в пене рассвета забрезжил Фавор.
Над холмами блеснул первый луч и навстречу ему,
Человек сделал шаг, постоял и в объятии руки простёр.

Один комментарий к “Галилейская ночь. Поэма в 40 стансах

  1. digitaurus Автор записи

    Считается, что Христа искушали голодом, гордыней и властью. Такое прочтение привело к расцвету культа благочестивой аскезы, скромности и кротости. Но… совершенно не подготовило человечество к главным соблазнам, подстерегающим его на историческом пути. Традиционное прочтение евангельской истории об искушениях учит, что тело и психика с их потребностями – ворота дьявола, и долг христианина закаляться лишениями, дабы не совершить аморальных поступков под влиянием физиологической нужды, изъянов характера и низких потребностей психики. Такое инфантильное понимание евангельского текста уже стоило человечеству многих бед.

    На самом деле (как мне кажется) Иисуса, грезящего спасением человечества, искушали вещами куда более изощрёнными и серьёзными – тремя утопиями всеобщего блага. Той самой извечной и главной мечтой человечества со времён Адама – мечтой о построении рая на Земле. Причём, желательно, без Бога.

    Иисусу, согласно предложенной в поэме трактовке, последовательно предложили основать философско-нравственное учение (первое искушение), клерикальную диктатуру (второе) и идеальную светскую монархию (третье). Но он выбрал путь жертвы, распознав в остальных трёх путях подвох. Дело в том, что на всех трёх путях, созданный им институт / механизм власти попадал бы в дальнейшем в руки Люцифера. Интерес Люцифера в том, чтобы использовать Иисуса как таран, знамя, камень, на котором можно будет построить собственную власть. Человечество, предупреждённое Евангелием, но не понявшее предостережений, не единожды попадало потом во все три капкана, увлекаясь то философскими учениями (например, марксизмом), то клерикализмом (инквизиция, теократии), то светскими диктатурами.

    Незнакомец (Люцифер) обуян жаждой блага и расходится с Человеком (Иисусом) только в одной детали: Человек хочет спасти всех, а Незнакомец считает, что рай на Земле проще и быстрее построить, если сначала проверить (искусить) и отобрать достойных, избавившись от остальных. Незнакомец – “эффективный менеджер”, знаток человеческой природы, циник и прагматик. Он совершенно нетерпим к малейшим изъянам и требует совершенства, нравственной чистоты, красоты и силы. Люди омерзительны ему своей ничтожностью, слабостью и развращённостью.

    После того, как Человек (Иисус) выбирает путь жертвы, Незнакомец (Люцифер), огорчённый таким выбором – красивым, как ему кажется, но наивным безумством – берёт на себя новую задачу: объяснить жалким людишкам, к чему эта великая жертва их теперь обязывает. Он будет требовать от людей безупречной моральной чистоты и силы характера, искушая, испытывая и хватая за малейший изъян. Его цель – найти и сберечь для своей будущей утопии тех немногих, над кем у него нет власти. Эта мысль была выражена в послесловии, которое автор затем изъял. Вот оно:

    „Вот, досада, – шепнул незнакомец и громко добавил: – Ей-ей,
    Будь по-твоему! Но без меня. Не поладить двоим,
    Из которых один горячо прИзирает, другой прЕзирает людей.
    Этих мерзких животных, позорящих Ершалаим.

    Претерпеть истязания от рук кровожадной толпы –
    Расточительный выбор: как стадо свиней усадить за шикарную снедь.
    Невозможно смотреть, как глумятся над тонким сервизом скоты,
    Как они безнаказанно тычут нечистыми рылами в чистую медь!

    Не поймут они жертвы твоей, не оценят размах.
    Единицы, возможно, но кто их услышит во тьме…
    Ладно. Будь, как решил… А уж я им внушу подобающий страх!
    Будет ярость моя их отныне стеречь наяву и во сне.

    Род людской мелким ситом просею и маски с лукавых сорву.
    Всех подробно проверю, какой у кого притаился грешок.
    Кто поддастся на искус – того увлеку за собой в темноту.
    Только самых достойных не трону, иных же – сотру в порошок.

    Буду мстить и водить их путями моими тремя и семижды тремя,
    Расставляя капканы греха на большую и малую дичь.
    Кто претерпит мой гнев до конца, тот хоть мерой страдания тебя
    Станет каплю достоин. А равно и тот, кто сумел совершенства достичь.

    Так, прощай же!“ Меж тем, над равниной во всю полыхала заря.
    От холмов потянулись полоски теней, образуя узор.
    С той поры миновало две тысячи лет. Но осталась гора,
    А на ней монастырь, там, где были когда-то лишь камни, две ветхих кошмы и погасший костёр.

    Жертва Христа никогда не будет оценена по достоинству, пока человечество ожидает подвоха со стороны своей слабой природы (голода, гордыни, властолюбия) в то время, как три главных соблазна лежат в другой плоскости – в мечтах построить рай на Земле без Бога. Так вот, нельзя построить рая без Бога. В этом посыл стиха и как мне кажется, истинный смысл евангельской сцены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *