Каждый день мы совершаем выбор. И не один, а множество, и все они вытекают друг из друга.
Выбираем, что съесть на завтрак – вкусное или полезное. Выпить чай или кофе, сколько положить туда ложек сахара. Какую надеть одежду, как убрать волосы. Каким путём отправиться в школу, институт или на работу: пешком, на метро или машине. Какую музыку или аудиокнигу слушать по дороге. Выбираем, чем заняться дома: учёбой, уборкой или готовкой. Выбираем хобби, любимые предметы, профессию. Как провести выходной – в компании друзей или книги, сходить в театр или в кино. Потратить зарплату на желанные мелочи или отложить на будущее. Выбираем, встречаться с человеком или нет, расставаться или нет.
Зачастую. Выбор могут предопределять чувства или обстоятельства. Бывают случаи, когда выбора толком нет, приходится остановиться на лучшем из худшего; бывает, когда выбирают за тебя. К сожалению. Но не будьте так эгоистичны, если думаете, что это только ваши, человеческие проблемы.
Чёрная кошка шагала по улице. Вальяжно, покачивая хвостом, будто маятником, грациозно переставляя лапки. Она не замечала того, что на самом деле её шерсть не сияет шёлком, а испачкалась и запылилась, хвост не пушится, а ободран, подушечки не мягкие, а давно огрубели, и их нежно-розовый цвет сменился на грязно-серый. Или упорно желала этого не замечать. Не собиралась и знакомиться с другими котами, тем самым признавая то, что она, как и они, уличная. Несмотря на все невзгоды такой жизни, кошка сохраняла чувство собственного достоинства, будто бы она никогда не теряла дом, а лишь вышла на недолгую прогулку и скоро вернётся.
По итогу возвращалась она куда угодно, но только не домой. Закоулки, чердаки, подъезды, выброшенные коробки она не могла назвать своим домом. Места ночёвок и пережиданий плохой погоды, не более. Но даже в этом вопросе кошке не приходилось особо выбирать. Как и в том, чем ей питаться. Что найдёт, что иногда подкинут люди, то и съест. А иногда и ничего. Но раз-другой не поесть было, пожалуй, меньшим из зол. За несколько месяцев вне дома кошка повидала столько всего, отчего сначала шерсть вставала дыбом, а сейчас мелькали в потускневших янтарных глазах лишь безнадёжные грусть и смирение. Она не представляла, как живут – нет, выживают – те, кто в таких условиях находится с самого появления на свет.
Как видите, животные тоже могут остаться без выбора. Пожалуй, с ними это случается гораздо чаще, чем с людьми.
И всё же, у чёрной кошки был некий абстрактный выбор. Впрочем, как и у всех бездомных животных. Она могла пойти куда захочет и когда захочет – прогуляться по улицам, веткам деревьев или крышам домов. Чёрная кошка, гуляющая сама по себе. Неужели это и есть… как это слово… такое кричащее, нереальное, годится только для лозунгов и мечтаний… сво-бо-да? Странная вещь, конечно. Не-ет, кошка бы предпочла разлечься дома, в тепле, на коленях у хозяина. Чувствовать, как его руки неспешно водят по шерсти, почёсывают за ушком…
– Брысь!
Кошка подпрыгнула, выгнулась, когда мимо пролетел велосипедист, чуть не придавив ей лапу. Ну вот, опять замечталась. Оглядевшись, она быстро перебежала дорогу, пока высокий металлический человек добродушно мигал зелёным глазом, и спряталась в тени у водосточной трубы за углом дома. Сохраняя остатки благородства, она вылизала шерсть на лапках и легла, опустив на них мордочку, устало прикрыла глаза.
Кошка, бывает, удостаивалась ещё ласки от людей. В основном это были дети, но они иногда перегибали палку, обнимая слишком крепко. Всё равно, тепло было иллюзорно-приятным… только потом эти дети бросали, словно ненужную игрушку, и убегали к маме. Взрослые, набитые опилками предрассудков, сторонились её, кидали косые взгляды, на что кошка только презрительно и с обидой фыркала. Она заметила, что чёрных котов особенно недолюбливают… но почему? Неужели так не нравится цвет шерсти? Но разве она виновата в том, что такая? Покормить и правда с лаской погладить могли некоторые, но далеко не все.
А ещё она забыла своё имя. Кошка была уверена, что если услышит его снова, то точно узнает, но сама вспомнить никак не могла. Она помнила то, как прыгала к хозяину на колени, после забираясь на стол и ту штуку с цветным окошком и кнопками, по которым он постоянно смешно клацал и называл это «работа». Помнила свой любимый подоконник, со стороны которого вставало солнце, и горшок с зелёным ёжиком на нём. Помнила блестящие вторые глаза хозяина, с которыми она любила играться, а он лишь вздыхал и вытирал их мягкой тряпочкой. Помнила, что от него пахло кофе, бумагой и нервами. Помнила его добрую усталую улыбку, тот жест, которым он поправлял – ах да, – очки, как в шутку журил за то, что она снова спит на его свитерах – они ведь такие мягкие! – и оставляет на них шерсть.
А ещё помнила, что как-то раз хозяин долго не возвращался. Потом пришли какие-то другие люди, но все они были не хозяин – чужие и пугающие. Они осматривали вещи, кто-то плакал, ругался. Уронили кактус с окна. В ту же секунду вдребезги разлетелся не только несчастный горшок, но и её прошлая, мирная и тихая жизнь. Кошка испугалась, убежала. Обратно она не возвращалась, почему-то зная, что хозяина уже не увидит.
Кошка настороженно навострила уши и открыла глаза, заслышав приближающиеся шаги. Сначала она увидела ноги в сандалиях и лёгкий подол тёмно-синего платья, затем сумку через плечо, а после копну рыжих волос и лицо самой их обладательницы. Та протянула руку и едва коснулась чёрных ушей, улыбнувшись:
– Хорошая какая… подожди здесь.
Девушка вдруг убежала. Кошка проводила её вопросительным взглядом и снова скрутилась в комок. Но рыжеволосая вернулась очень быстро и – о, этот вкусный запах нельзя не узнать – с только что купленной пачкой корма, что тут же открыли и положили перед кошкой. Та радостно поднялась, быстренько и жадно стала есть, забыв о всей своей важности. После она облизнулась и подбежала к девушке, благодарно потираясь о её ноги, щекоча хвостом щиколотки. Рыжеволосая тихо – переливами колокольчика – засмеялась и присела рядом, не переставая – так по-настоящему приятно – хвалить и гладить.
– Знаешь что, – вдруг произнесла она после недолгой задумчивости и снова поднялась. – Хочешь пойти со мной?
Кошка неуверенно склонила голову.
Это точно не обман? Не минутная прихоть человека? Её правда зовут?
Посмотрев в тёплые – тёмная карамель – карие глаза девушки, кошка шагнула к ней. Было немного страшно, но этот взгляд так и манил, обещал что-то… что-то хорошее. Очень хотелось надеяться, что это новое хорошее так быстро не закончится.
Может, правду говорят, что между чёрными кошками и рыжими девушками особая связь. Замешаны были в нашем случае ведьмы или нет, но кошка тоже это почувствовала и сделала свой выбор.
И, походу, правильный.
Как растрогать читателя? – Ввести в сюжет бездомного котеночка.
Как убедить читателя, что он читает умную прозу? – Ввести в сюжет пару цитат из заезжего коуча, что-то вроде необходимости постоянного выбора. Кофе или чай? Умыться или побриться?
Как вызвать у читателя оптимизм? – В финале найти подросшему котеночку семью.
Как добавить романтики? – В качестве героини выбрать рыжую девушку с теплыми карамельными глазами.
Вот такие вот лайфхаки для писателя. Жаль, Толстой с Тургеневым не дожили, а то бы так не мучились над своими, прости господи, художественными произведениями.
Складно изложено. Но этого недостаточно для того чтобы получился хороший рассказ. Чего-то этой истории не хватает, может быть, непредсказуемости. Есть в ней и лишнее – может быть, неуместная назидательность. Это хороший текст для развития собственного писательского навыка. Но этот текст пока ещё не таков, чтобы демонстрировать читателям свои писательские достижения.