Евгений Татарников. Серегин первач, или Без меня больше не пей (эссе)

«Спросите у человека, зачем он начал пить вино и пьет. Он ответит вам: «так, принято, все пьют», да еще прибавит: «для веселья»

«Когда я первый год работал на комбайне помощником, они решили обмыть окончание уборки урожая. Налили в алюминиевые кружки. А главное, что налили! Спирт неразбавленный! Пей, говорят. Ужас! Я хватил и ошалел. Они хохочут. В том числе и отец. Отцу, прошедшему всю войну (два ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу») тогда не было и сорока. После этого меня не тянуло уже никогда выпить. Хотя был еще один случай. Мы с Раисой решили отметить 20-летие нашей свадьбы. Оказались в это время на родине под Кисловодском на отдыхе. Секретарь крайкома заказал для нас место в хорошем ресторане. Мы туда с Раисой пришли. Мы уголок хороший заняли, заказали все, что нам нужно. И ты удивишься, сколько Горбачёв смог выпить! (смеется). Раиса весь вечер пила бокал шампанского, а я «уговорил» все остальное: водку, коньяк. Переборщил. Когда официант принес счет, поняли, что ужин вышел «в копеечку». Всю мелочь выгреб, чтобы хватило расплатиться. Мой переводчик однажды Рейгану анекдот рассказал: «Стоит огромная очередь за спиртным. Один в очереди, не выдержав, говорит: «Всё, иду убивать Горбачева!» Через какое-то время возвращается и говорит: «Туда очередь еще длиннее» Я и сам выпивал во время «сухого закона. Мы же не требовали от народа полностью отказаться от выпивки! Была однажды комичная история. Во время поездки на Дальний Восток мы с Раисой Максимовной попали под ливень. И на обеде у партийного чиновника Раиса попросила… согреться коньячком. Это в самый разгар антиалкогольной компании. Чиновник помялся, но достал припрятанную бутылку коньяка. Если событие, то считаю, что не выпить – это просто грех. Ну, например, на встречах с мировыми лидерами как не выпить алкоголь? Руководители стран – те же граждане. Почему же лидеры не вправе поднять бокал? Вот в одиночку я точно не пью. А на встрече с друзьями – конечно. Наш институтский выпуск по сей день встречается. Пили хорошее вино. Какое — секрет! Вообще мой любимый напиток – вино. Но и водку пил, и коньяк. Под бутылочку «Юбилейного» хороши огурчики соленные из бочки. Мой любимый тост – «За прекрасное будущее! В постановлении не было сказано о том, сколько магазинов по торговле спиртным и когда надо закрыть, вопрос решали чиновники на местах по своему пониманию. Так, первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин разом закрыл в Москве многие алкогольные магазины и отрапортовал ЦК о том, что работа по отрезвлению в Москве завершена. Пьянка в те годы многих довела. Пили везде. Даже на кафедре в университете: Раиса была доцентом, а ей поручали пойти купить колбасы на закуску! Возмущенными письмами «сделайте хоть что-нибудь» завалили ЦК, правительство. Еще Леонид Ильич, который сам любил выпить, давал поручения найти выход, как общество спасти от сплошной пьянки»  (Михаил Горбачев)

Удмуртия город Воткинск, лето 1985г.

А на улице у винного магазина страшная картина. Какие лица? Видели, помните, да? Ужас. В их глазах тоже ужас, что не достанется водки и вечер весь пойдет «в тар – тарары», только и останется, смотреть в «ящик» У магазина куча пустых ящиков, значит водка на исходе. Тетка на вид вроде интеллигентная не выдерживает, накал страстей возрастает и вот апофеоз – она бьет авоськой в глаз мужику, который норовит пристроиться без очереди. Напор толпы на двери магазина критический, у кого – то не выдерживает обувь и рвутся подметки, а толпа рвется к заветному прилавку. Колоритный мужик в шляпе и плаще, теряет шляпу и пуговицы на плаще, но стоит, как «стойкий оловянный солдатик». Раздался лай, нет, не продавщицы, а собак. Откуда здесь они? А 5 минут назад приехал «луноход» – УАЗик, сдал задний ход, и из него вышли, нет, не инопланетяне, а менты. С собаками, чтоб охранять кентов и просто хороших мужиков. А от кого? Тут лучше бы спросить: «А от чего?» Ребята, от безумия людского, оно возникло после горбачевской всей возни, под названием «анти- Алкогольная компания». И вот из магазина выходит покоцаный толпой, но довольный мужик, день сегодня у него удался, он хоть и в одной сандале на ноге. Да на фиг вторая нужна, зато в руках классический советский джентльменский набор. И знаменитая авоська, которую иногда в шутку называли “нихренаська”. Бутылка «Столичной» в авоське, как награда за безумие.

Посмотрев на это все шоу, Серега, мой родственник по линии жены, решил гнать первач дома.
Трезвость – символ Мишиной перестройки.
Кончилось с Серегою все у нас попойкой.

И вот мы сидим на кухне у Сереги дома. Мне было 25 лет, на Ижмаше, куда меня распределили после окончания МВТУ, я спал за кульманом, начертив две параллельные линии, которые у меня почему-то пересеклись. Сереге моему свояку было 30 лет, и он работал директором Кварсинской нефтебазы, что под Воткинском на реке Вале. На Вале он рыбачил, а в Кварсе нюхал пары бензина, которые исходили от его же нефтебазы. И он чувствовал себя в душе нефтяником. Серега сам свое зелье пил мало, больше любил угощать им друзей. И ему нравился сам процесс приготовления зелья, с которым он постоянно экспериментировал, чтобы получить наилучшие вкусовые качества и убойную его силу. Так чтобы и в башку ударило и по ногам дало. И так, Серега, сидел на кухне в своей «двушке» и химичил, как Менделеев. Нет, он не хотел изобрести водку, чачу, самогон, горилку или кумышку, это все придумали уже до него. А он по чертежам из журнала «Моделист – конструктор» сварганил самогонный аппарат, и снимал пробу белесой мутной жидкости, которая накапала ему в ковш. «Ох, ох-и хорош первачок»,- опрокинув ковшик, и причмокивая языком, сказал Серега и закатил глаза за брови.
-Серега, а ты вступил в горбачевское общество трезвости?
-Нет, я дурак что ли? Я пью для удовольствия и в компании хорошей. Если Миша пить не умеет или ему не с кем пить, пусть и вступает в свое общество трезвости. Может и мыслить тогда начнет трезво, а то в стране черт те, что твориться.
-Серега, а я вступил, вернее меня туда загнали по мимо моей воли. И сказали: «Не пей больше Женька и дали маленький круглый значок «Общества трезвости» Я им сказал, что больше пить не буду, а про себя подумал, – И меньше тоже.
-Хитрый ты Женька, как мой «Чезет»
-Не понял, что за сравнение?
-Ну, мой мотоцикл «Чезет» тоже не заводиться, пока в него не влить горючки. Ну, что Женька, давай отведаем моего первача, изготовленного по моей технологии.
-Серега, ну, вот скажи, неужели Горбачеву свою перестройку надо было начинать с борьбы с пьянством?
-Скажи – ка дядя ведь недаром Москва, спаленная водярой, была на откуп алкашам дана. Ведь были схватки, и какие, их Женя, помнить вся Россия! Жень, ну, давай хлопнем по маленькой, а потом все обсудим: перестройку, пьянство, дядю Мишу с тетей Раей.

Жахнули по маленькой, и Серега говорит:
-Общество трезвости, не помню, кто сказал, это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем собираться. А уж если собираться, то надо пить! Как мы с тобой сейчас делаем. Я тут недавно прочитал, что Лев Толстой, оказывается, создал в 1887 году первое в России Общество Трезвости, и оно называлось «Согласие против пьянства» Я даже кое-что из этой статьи законспектировал. Счас схожу за конспектом, вместе его почитаем.
-Серега, может не надо, лучше давай еще бахнем твоего первача.
-Не-е. Женя, раз ты вступил в общество трезвости, значит должен быть подкован, как блоха, в этом вопросе,- сказал Серега и ушел за конспектом.
-Вот Жень, слушай, Лев Толстой написал, такую декларацию «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которые происходят от пьянства, мы нижеподписавшиеся порешили:

-во-первых, для себя никогда не пить пьяного – ни водки, ни вина, ни пива, ни мёда и не покупать и не угощать ничем пьяным других людей;

-во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие.

Просим всех согласных с нами заводить себе такой же лист и вписывать в него новых братьев и сестёр и сообщать нам. Братьев и сестер, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщать нам об этом. Первые записавшиеся братья и сёстры:…”
-И что? Много народа записалось туда?
-Более семисот человек. Среди них: русские живописцы Репин, Ге-младший, известный путешественник Миклухо – Маклай.
-Сергей, А не тяпнуть ли нам по рюмашке?! За Льва Толстого и Миклухо -Маклая. Как сейчас говорят: На недельку, до второго, закопаем Горбачева. Откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему.
-Вряд ли будем. Все виноградники то повырубали. Продажу винно-водочных изделий в рабочие дни стали производить с 14 часов. Боец Сухов идет по пустыне и видит: Егор Лигачев и Миша Горбачев по уши закопаны в песок, и запекшимися губами просят: «Пить..» Сухов смотрит на часы и отвечает: «Вот беда, мужики – только после двух часов. В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва»
-Жень, а ты знаешь, как учил пить Брежнев?
-Не знаю, я с ним никогда не пил.
– И не будешь. Брежнев учил всех пить водку в 3 приема: сначала 50 грамм, потом еще 100, ну, и 150 на посошок. А его любимым напитком была «Зубровка» с травинкой в бутылке. Даже в очень почтенном возрасте, когда врачи уже запретили ему алкоголь, он запивал лекарства именно «Зубровкой», приговаривая, что так они усваиваются лучше. Также Ильич уважал молдавские вина, видимо, привык к ним, когда работал секретарем в Молдавии.
-Серега, может, ты наладишь дома производство «Зубровки»
-А запросто Жень, это тот же первач, только на травах. А вот на каких, не знаю?
-Ну, че Менделеев, давай на посошок, как учил Брежнев по 150, и я домой. В следующий раз будем дегустировать твою «Зубровку»
-Ну, давай Женька – трезвенник. Смотри без меня, больше пей.

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.