Иван Дорофеев. Записки кавалериста. Топот копыт (рассказ)

Будучи еще подростком, я был инструктором по верховой езде на конно-туристической базе, рядом с городом Можайск. Это было интересное увлечение, где я проводил все выходные. А летом на каникулах, оттуда можно было, даже, не уезжать, из-за того, что каждую неделю проводились конные походы.

Для многих ребят, эта база была хорошей школой жизни и там многие учились самостоятельности, ответственности, развивались во многих сферах деятельности  и закаляли свой характер.

Как-то в конце августа, когда уже закрываются сезоны недельных походов, начинаются короткие однодневные походы по выходным. Смысл в том, что в субботу днем, группа с двумя инструкторами выезжает с базы, катаясь в свое удовольствие и выбирая место для стоянки на ночь. После организовывается лагерь, и в воскресение к обеду все возвращаются на базу.

В крайнюю неделю месяца, я повел этот маленький поход с другим инструктором. День был достаточно пасмурный, а желающих было в районе тридцати человек. Но мы, как всегда, были на позитиве и походники перенимали наше настроение, видя, что погода нам ни по чем.

После распределения лошадей каждому из ребят, я провел инструктаж, так как в этот раз было очень много начинающих всадников, которые вообще первый раз сидели верхом. Выехали с базы, разделившись на две группы, которые состояли из умелых и из неопытных наездников, и проехали по полям. С сильной группой мы выбрали место стоянки, встретили вторую группу и отправились к нашему однодневному лагерю.

Место выбрали специально, прямо на берегу Москва-реки, на маленькой полянке в низине, где заканчивается большое поле после деревни Исавицы, с кругообразной зарослью больших тополей и кустарников на ней, которые подходили для укрытия от дождя. Там еще рядом находится хорошее дугообразное галопное поле, вдоль реки, с хорошо вытоптанной тропинкой с его краев и высокой полутораметровой травой на нем. Это место мы называли еще «Лисьи норы», так как там водится много лис и встреча с ними не вызывала  у нас удивления. Во время псовых охот с борзыми собаками, бывало, что начинали охоту именно в этом месте, поднимая верхом на лошадях из кустов и гоня лису или зайца на борзых. А собаки уже сами ловили зверя.

Приехав к нашему месту, мы увидели, что нас уже ждет работник базы, который привез на автомобиле ужин и личные вещи для походников, а также овес и электропастух для лошадей. Это всегда очень удобно, так как не приходится тащить все с собой верхом, и можно было сделать акцент на конную прогулку.

Втроем мы быстро растянули электропастух на поляне. Кстати, это был первый год, когда на нашей базе начали пользоваться электропастухом. Раньше использовали длинные чембура с колышками, которые вбивали в землю. Но из-за этого многие путались в веревке или вырывали из земли колышек и начинали блуждать, путаясь веревкой уже с другими лошадьми. Электропастух был очень удобным, так как представляет собой полутораметровые штыри, которые втыкали в землю по кругу, образовывая диаметр, примерно 150-200 метров, а на них в два ряда параллельно закреплялись и протягивались провода, которые потом подключались к аккумулятору, образовывая некий загон. В зависимости от модели его тестер должен показывать напряжение от 4000 до 10 000 вольт. А его смысл в том, что когда животное вплотную подходит к проводам, то получает слабый электрический разряд и отходит от изгороди. В Европейских государствах после того, как лошади или коровы проведут некоторое время в электропастухе, их потом загоняют  в загоны, где натянута обычная веревка, и они к изгороди уже не подходят.

После этого, мы начали расседлывать лошадей и складывать их под специальным тентом. Во время недельных походов инструктора иногда, если забудут палатку, то каждый вечер делают специальное инструкторское жилище, укладывая седла, друг на друга так, чтобы с трех сторон соорудить стены. Внутри стелятся вальтрапы с подушками, а сверху накрывается все тентом. Потом укутаешься теплее в спальник и ложишься спать. Все хорошо, кроме сильного запаха лошадей, но со временем, работая часто с ними, реакция на запах притупляется, и к нему привыкаешь.

Расседлав лошадей, мы все вместе, повели их к устью реки, на водопой, держа за повод или сидя на них верхом без седла. А после уже начали заводить их в электропастух, снимая оголовье уже внутри. У нас на базе принято недоуздок всегда держать на лошади, для удобства, и уздечка надевается поверх него. Но так как было много  людей, кто впервые столкнулся с лошадью, то они, после моего краткого показательного инструктажа, что надо делать с оголовьем и как его снимать, сняли уздечки вместе с недоуздками, что я естественно в сумерках не заметил. И спохватился лишь, когда собирали оголовья в одну кучу, увидев среди них много недоуздков. Но я  решил, что ничего плохого не случиться.

Потом раздали лошадям овес и разложили лагерь в тополиной роще. Заросли были очень густые, и изнутри очень плохо было видно, что происходит снаружи. А дождь усиливался все сильнее, и становилось уже некомфортно в мокрой одежде. Мы быстро натянули тент, развели костер, поставили греть ужин, вскипятили чайник, расставили мешки с овсом и походные пенки с вещами вокруг костровища, и уселись вплотную друг к другу, весело смеясь и делясь впечатлениями о прошедшем дне. Я назначил парные дежурства по часу на всю ночь, для периодической проверки лошадей, а после мы приступили к ужину, греясь у костра.

Ночь не предвещала беды и некоторые, пригревшись и укутавшись в спальник, засыпали под звонкий голос одного из ребят, который напевал приятную песню, играя на своей гитаре. Я уже сам начал поддаваться сну, как вдруг раздался громкий топот копыт и все резко встрепенулись. Те ребята, которые должны были дежурить, только что вернулись к костру, а я моментально выбежал из заросли и увидел, как табун лошадей дружно мечется из стороны в сторону галопом.

Для информации, галоп это один из аллюров лошади. Иначе аллюр расшифровывается, как скорость с которой двигается лошадь. Он подразделяется на шаг, рысь, галоп и карьер. Сам же галоп делится на два вида, манежный и полевой. Манежный галоп медленный и на нем в основном всадники выступают на таком виде конного спорта, как выездка. А полевой галоп, является достаточно быстрым, каким и бежали лошади в данный момент из стороны в сторону внутри электропастуха.

Те, кто занимаются с лошадьми, знают, что лошади табунные животные и в тоже время очень пугливые. Бояться всего резкого, яркого и неожиданного. А когда в табуне испугался один, то его поддержат и остальные.

Возможно, из камышей со стороны реки выползла гадюка или уж, что и послужило для них поводом для испуга. Или недалеко от них ветка с дерева упала, неожиданно испугав одного коня, отчего весь табун поднялся на уши. Однако не успел я, даже, до них добежать, как табун лошадей, осмелев,  а именно осмелел один из них, мерин по кличке «Магнат». А за ним уже ринулись и все остальные прямо на электропостух, сорвав его и понеся в сторону полей, обрывая все провода, вырывая штыри и разнеся аккумулятор вдребезги.

Не успел я опомниться, как все походники уже стояли вокруг меня, не понимая, что происходит и как нам быть дальше . А я лишь надеялся на то, что они не убежали в сторону базы и что находятся, где то неподалеку. Впечатлений добавлял еще противный дождь, который со временем перешел в некую изморось.

Вглядываясь в темноту, я понял, что табун находится на галопном поле, и принял решение изловить всех лошадей по одной. Вручив нескольким ребятам все оголовья и взяв одно сам, мы побежали в поле, через высокую мокрую траву, бегая и прыгая по нему, как сайгаки. Когда в первый раз мы подбежали к лошадям, то они снова испугались, только уже нас и ринулись в другую сторону поля. В следующий раз мы были уже более аккуратны и подходили медленнее, чтобы снова их не спугнуть. Когда, я подошел к первой попавшейся лошади, которая оказалась кобыла «Симфония», причем очень заметная в темноте, так как была серой масти, то успел схватить ее лишь за недоуздок. А в этот момент, кто то резко выбежал к лошадям и они вновь встрепенулись и со страху помчали от нас прочь. Но дилемма была в том, что я ее уже держал и думал, что удержу ее, но, увы. В итоге я, как супермен вместе с ней отлетел в сторону по направлению их движения и вновь стал на ноги, очухавшись уже в двадцати метрах от того места.

Лишь с третьей попытки, когда лошади уже успокоились, мы смогли нормально подойти к ним, вылавливая их по одной, надевая на каждую лошадь уздечку и сажая кого-то из походников без седла. Вот тут, то мы и столкнулись с проблемой того, что с половины лошадей сняли недоуздки. Так как их было трудно поймать и удержать, особенно для других ребят, ведь лошади просто задирали головы и уходили в сторону. Приходилось закидывать на шею коня сначала повод, чтобы удержать ее, как арканом, а потом уже надевать оголовье. Потратили на эти действия мы, наверное, несколько часов, но поймали всех без исключения и уселись на них все вместе, кроме второго инструктора, который остался со всеми вещами на охране. Его лошадь, я вел за повод, сидя верхом.

Не заметив, как наступило утро, мы увидели, что тучи начинали рассеиваться, и выглянуло солнце, как бы приветствуя нас после нелегкой ночи. На удивление все смеялись и радовались, что мы справились. И ни кто не остался, не доволен, потому как таких приключений в обычной жизни точно не бывает. Впечатлений хватило каждому, и все делились ими, когда мы большой вереницей на заре, ехали по полю, наслаждаясь красивым видом сверкающей от солнечных лучей  росы на траве, извилистой и журчащей рекой и величественными очертаниями Лужецкого монастыря на холме.

Ну, а по прибытию на базу и поставив лошадей, мы привезли оставшиеся вещи из лагеря. Плотно позавтракали и толпой отправились в сенник, чтобы немного поспать и отдохнуть после бессонной ночи, вдыхая сладостный аромат свежего сена. Многие после этого мини похода, до сих пор часто приезжают на базу, чтобы покататься на лошадях и с улыбкой на лице вспоминают прошедшую ночь.

Читайте журнал «Новая Литература»

Автор Иван Дорофеев

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Иван Дорофеев. Записки кавалериста. Топот копыт (рассказ): 2 комментария

1. Дарья

Читается легко и понятно!) И мне очень понравился этот рассказ, так-как люблю лошадей, а произведений по данной тематике, довольно мало, среди современных авторов! С нетерпением буду ждать ваших новых произведений! =)))

2. ТАТЬЯНА

Да Ванечка , не подозревала у тебя талант писателя , а ведь столько лет проработали вместе в одном строю