Игорь Литвиненко. С Лениным в башке (эссе)

Никогда не забуду лекции о Ленине, слышанные очень давно в университетской аудитории. Хотя нет, вру, лекции забылись, как и многое другое из давних студенческих штудий. Но не забылся образ преподавателя с горящими глазами и голосом, то взвивающимся до эмоциональных высот, то срывающимся в глубины сочувствия и сопереживания…

Это была женщина более чем средних лет, своим внешним и особенно внутренним обликом очень похожая на профессиональную революционерку. Она была крупным специалистом в своей теме, которая считалась одной из важнейших учебных дисциплин. Как всякая идеологическая теория тех времён, эти лекции были нудными по содержанию, но зато по форме… Как сейчас помню блеск в глазах и совершенно немыслимое вдохновение, делавшие из нашей преподавательницы что-то вроде летящей над бренным миром Ники Самофракийской, – тоже с крыльями и тоже без головы. Почему без головы, сейчас объясню.

«Читайте Ленина!» – эта фраза была чем-то вроде ритуального заклинания, завершающего каждую лекцию. Впрочем, опять вру. На большинстве этих лекций мне присутствовать не довелось по очень простой причине: они шли первой парой по понедельникам.

Мы не слушались нашу преподавательницу и Ленина читали мало, чтобы только зачёт сдать. И потом, когда получили дипломы и стали работать по специальности, тоже практически не обращались к ленинским текстам, хотя профессия наша во многом идеологическая. А уж когда случились все эти победы демократии над партократией и была отменена обязательная партполитучеба, многотомное собрание сочинений в тёмно-синих переплётах исчезло из кабинетных шкафов вместе с обязательными портретами со стен, и более того – многие улицы и проспекты родных городов сменили названия, даже некоторые памятники куда-то исчезли, – тут уж, конечно, было бы странно обращать свои взоры к текстам вождя, получившего окончательную отставку по всем статьям.

А между прочим, зря.

Я не имею в виду памятники, портреты и названия улиц. Больше того, я не против выноса бренного тела из усыпальницы и предания его земле, как того и просил покойный в своём завещании… Я говорю о текстах. И готов повторить – но без блеска в глазах и без пафоса, а совершенно осознанно и спокойно: читайте Ленина.

Конечно, большинство его текстов интересно только в качестве идеологических образцов ушедшей эпохи. «Три источника и три составные части марксизма», «Детская болезнь левизны в коммунизме», «Великий почин», «Лучше меньше, да лучше»… Музыка ушедших времен! Что ни говорите, а словосочетание «Как нам реорганизовать рабкрин» при определённом к нему отношении звучит посильнее, чем «Фауст» Гёте…

Но если без шуток, то почему бы нам не использовать читанные-перечитанные статьи в качестве поучительного материала, прекрасно иллюстрирующего всенародный самообман, в плену которого мы так долго существовали? Тот же «Великий почин», например. Да будь моя воля – диссертацию написал бы на одной только этой статье! Сопоставил бы ее шкурно-коммунистический смысл с объективной исторической истиной, которая, надо думать, стала нам сегодня значительно ближе. Или вся эта «левизна», «правизна», «источники» и «составные части»… Да вы прочтите их заново и порадуйтесь хотя бы тому, как современный российский обыватель (то есть человек, наконец-то озабоченный своим собственным, а не только общественным бытием) может без всяких лекций и политзанятий оценить великие заблуждения величайших умов… Да что там заблуждения, уже достаточно опровергнутые. Перечтите ленинские «Философские тетради», плод ещё чистого, не замутнённого догмами молодого ума.

Я нисколько не удивился, прочитав когда-то в «Литературной газете» рецензию на книгу Владимира Ульянова «Развитие капитализма в России». Оказывается, эту работу, как и некоторые другие ранние тексты вождя мирового пролетариата, у нас предпочитали не слишком тревожить общественным интересом. И правильно делали, потому что смелые и независимые читательские умы, проникаясь основательными статистическими выкладками и убедительными доказательствами успешного развития российского капитализма в предреволюционный период, могли невзначай задаться совершенно ненужным, идеологически вредным вопросом: на хрена было разрушать такой хороший, такой социально правильный и перспективный общественный строй? А самый ненужный и вредный вопрос мог возникнуть по отношению к автору этого замечательного исследования. Что же он, такой умный по молодости, с годами стал так неинтересно и неправильно мыслить, а главное – действовать? И ответ на этот вопрос напрашивается тоже весьма интересный: потому и стал, что из мыслителя превратился в деятеля, а деятельность и мышление могут, как видим, приходить в опасное противоречие, приводящее к плачевным и даже трагическим результатам.

Так что Ленина сегодня очень даже полезно почитать. От слова чтение, а не почтение. В том-то и дело: прежде нам казалось, что мы его читали, а вместо этого, на самом-то деле – почитали. И когда великий пролетарский поэт сочинял вдохновенную строчку «с Лениным в башке и с наганом в руке» – он был прав. И насчёт нагана, и насчёт башки. Потому что если бы у нас была не башка, а обыкновенная человеческая голова с нормальными, не запудренными мозгами, мы бы с вами давно уже сказали  спасибо Марксу и Ленину за то, что так наглядно они доказали преимущества капитализма перед всякими прочими измами.

Поэтому давайте-ка помянем нашего бывшего идола не только злым, но и добрым словом. И выполним наконец его предсмертную просьбу, похороним по-человечески.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.