Александр Васин. Толя Клёнов и антимир (пьеса в 3 действиях). Действие 1.

(Не строго научная фантастика
в 3 действиях, 6 картинах)

Действующие лица:

Толя Клёнов, молодой инженер

Люда, его жена

Полозов Вячеслав Евгеньевич, доцент НИИ

Юля, подруга Люды

Витя, муж Юли

Мы как будто расстались с болью,
Вроде каждый обут и сыт,
Но мы все как в дурном бесконечном застолье,
Где даже повод забыт.
И каждый проходит по кругу
И всем подливает вина,
И мы все что-то врем и себе, и друг другу,
А наша ли в том вина?

А. Макаревич

Действие 1

Картина 1

Квартира Клёновых. Обстановка самая обычная. Стол. Стулья. Диван. Тумбочка с телевизором и магнитофоном. Настенные часы. Три двери: в ванную, на кухню и в коридор, находящийся в левой части сцены и так же, как зал, хорошо видный зрителям. В нем тоже все как обычно: вешалка, подставка для обуви, большое зеркало. Рядом входная дверь.

Толя лежит на диване, накрывшись с головой одеялом. Его жена Люда возится на кухне.

Люда. Толик! То-олик! Вставать пора! Петушок пропел давно!.. Анатолий! Ну сколько можно повторять!
Толя. Людка, отстань! Сегодня же выходной!
Люда. Что значит «отстань»! Не забывай, что у нас сегодня много дел. (Заходит в комнату, вытирая руки о фартук.) Нет, вы только посмотрите на него! Ну-ка вставай сейчас же! (Садится на диван, начинает тормошить мужа.) Толик, ну ты забыл, что ли? Сегодня к нам Витя придет. С Юлей. Надо еще убрать в доме, в магазин сходить…
Толя. Этот твой Витя у меня уже в печенках сидит! Черт тебя дернул снова их пригласить!
Люда. Во-первых, он вовсе не мой. А во-вторых, вставай немедленно, пока я не разозлилась!.. Ну, Толенька! Ну, не упрямься!.. Во-от! Вот, совсем другое дело! Сначала потягиваемся… А теперь встаем… Глазки протираем… Одеваемся. Где наши брючки?.. Где наша рубашечка?.. (Помогает мужу одеться.) Так, порядок! Остается только умыться и побриться…
Толя. Как, опять? Я ведь вчера вечером брился!
Люда. Вчера, говоришь? Ну-ка посмотри на меня!.. Ладно, сойдет. Третий сорт не брак. Ступай в ванную… Только не забудь почистить зубы! (Застилает диван.)
Толя. Сам знаю. Не маленький… (Скрывается в ванной. Какое-то время оттуда слышится фырканье и плеск воды.) А где полотенце? Куда ты его убрала?
Люда. Уже умылся? Быстро что-то.
Толя. Что, мне целый час здесь торчать?
Люда. Посмотри на полке.
Толя. На полке ничего нет… Ну, Люд! Сколько я буду стоять мокрый?
Люда. Сейчас-сейчас!.. (Заканчивает застилать диван, направляется в ванную.) Ну вот же оно! Перед самым носом висит! Какой же ты у меня невнимательный! (Хочет идти на кухню, но Толя удерживает ее.) Чего тебе?
Толя. Людка, я тебя люблю!
Люда. Это все?
Толя. Нет. Дай поцелую.
Люда. Целуй, только быстро! У меня еще куча дел! (Подставляет щеку, после чего почти бегом скрывается на кухне.)
Толя (он несколько разочарован, но не подает виду). На сколько ты их пригласила?
Люда. На два часа.
Толя (смотрит на настенные часы). Ого! А сейчас уже почти десять!
Люда. Вот и поторапливайся! Начинай пока убирать.
Толя. Может, сначала в магазин сходить?
Люда. В магазин я сама схожу. Все равно ты не купишь то, что нужно. Или напутаешь, как в прошлый раз. Так что лучше займись наведением порядка.
Толя. Ох, грехи мои тяжкие!
Люда. Что там еще за вздохи?
Толя. Тебе послышалось… Что, пылесос все еще в починке?
Люда. А то ты не знаешь!.. Веник возьми на кухне. Но сперва вытри пыль. Тряпка в ванной, на раковине. Только не вздумай мочить ее под краном!..

Толя нехотя плетется в ванную, долго гремит там чем-то.

Что ты там так долго возишься? Опять не найдешь?.. (Идет в ванную.) Ну, что ты за человек такой! Все тебе надо показать, все подать!.. Вот она, возьми!.. Я же сказала, не мочи под краном!

Наконец все заняты делом: Люда на кухне готовит завтрак, Толя в зале протирает мебель.

Толя (не прерывая работы). Люд, что, Витька с Юлей придет?
Люда. Да. А что?
Толя. Они же, вроде, недавно ссорились.
Люда. Как поссорились, так и помирились.
Толя. А из-за чего, не знаешь?
Люда. А, все эта Юлька! Ревновать вздумала на старости лет!
Толя. Ревновать? А к кому?
Люда. Да ко мне! Смешно?
Толя. Смешно… А что, были причины?
Люда. Толя, ну какие могут быть причины!
Толя. И все-таки?
Люда (после паузы). Просто Витя как-то раз встретил меня в городе и подвез домой на машине. А Юлька видела и Бог знает что вообразила…
Толя. Постой-постой! Когда это было? Что-то ты мне не говорила об этом.
Люда. А я что, должна докладывать о каждом своем шаге?.. Да, я не говорила. Забыла. Неужели это так важно?
Толя. Ну-у, не знаю… Все-таки не каждый день тебя на машине подвозят. Или я ошибаюсь?
Люда (руки в боки появляется в дверях кухни). Что, ты уже и Витю в чем-то подозреваешь?! Вот дура! И зачем только рассказала! Забыла, что ты у меня Отелло еще похлеще Юлечки! (Снова скрывается из глаз, в раздражении гремит посудой.)
Толя (сконфуженно). Люд, ну что ты!.. Не обижайся, Люд! Я же ничего такого не имел в виду!
Люда. Этого еще не хватало! (Не глядя на мужа, проходит в комнату с подносом в руках, начинает накрывать на стол.) Пусти! Не мешай мне!
Толя (ловит ее руку, пытается обнять). Люда, ну что ты! Ну, извини меня! Я вовсе не хотел тебя обидеть!
Люда. Пусти меня! Довольно. Все. Ты мне мешаешь…

Толе, наконец, удается поцеловать жену.

Ладно, прощаю… Просто ты не можешь без этого!
Толя. Без чего «без этого»?
Люда. Без вечных своих нотаций.
Толя. Я же ничего такого не сказал!
Люда. Так собирался. Что я, не знаю тебя? Садись давай.
Толя. А почему здесь?
Люда. Да я там весь стол готовкой заняла…

Супруги приступают к завтраку.

Читайте журнал «Новая Литература»

Толя. Никаких нотаций я тебе читать не собирался. Просто муж ведь должен знать, где его жена проводит свободное время.
Люда. А оно у меня есть, это свободное время? Ох, Толька! Ты же видишь, во сколько я прихожу с работы!.. Тут со своим чертежом никак не управлюсь, а тут…
Толя. Что, опять навязали дополнительную?.. Какая же ты у меня, Людка, безотказная! Ведь нельзя же так! Чуть появляется какой-нибудь срочный заказ, сразу же наваливают все на тебя!.. Я поговорю с вашим начальником!
Люда. Вот еще глупости! Не вздумай!
Толя. Никакие не глупости! Сколько же можно? Ты все вечера проводишь за кульманом! А как же дом, семья?
Люда. Ну, во-первых, далеко не все. А во-вторых, кто-то же должен это делать. Странный ты какой-то!
Толя. Это я-то странный? Нет, это ты странная!.. Послушай, неужели у тебя не хватает смелости отказаться?
Люда. Толенька, я не могу отказаться! Не имею права! Я ведь, если ты помнишь, пока еще на положении стажера. А что такое по нынешним временам стажер? Не знаешь?
Толя (со вздохом). Знаю. Во все дырки затычка.
Люда. Вот и нечего меня пилить! Можно подумать, ты сам не такой! Кому у вас в отделе поручают обычно запоротые чертежи, а? Это как прикажешь понимать? Выходит, ты тоже безотказный?
Толя. Я – другое дело. Я в своей конторе не собираюсь долго задерживаться… Да, забыл тебе сказать. Вчера я разговаривал с Вячеславом Евгеньевичем, и он мне, между прочим, сказал, что им в НИИ сейчас позарез нужны молодые кадры.
Люда. А много там платят, в этом НИИ?.. Поел? Давай сюда тарелку.
Толя. Тебя в первую очередь интересуют деньги!
Люда. А как же! Семью-то надо кормить… Тебе чай или кофе наливать?
Толя. Не знаю. Лучше чай… Можешь быть спокойна, тебя я прокормлю.
Люда. А если у нас будет ребенок?
Толя. Про ребенка вспомнила! Что-то за три года ты не изъявила такого желания!
Люда. А свое желание ты не берешь в расчет? В конце концов, кто у нас в доме мужчина?
Толя. Знаешь, как это называется? Сваливать с больной головы на здоровую!
Люда. Ладно, не умничай! (Критическим взглядом окидывает комнату.) Пол ты, конечно, не подмел?
Толя. Когда б, интересно, я успел!
Люда. Слушай, я сейчас схожу в магазин, а ты тут пока все убери. Генералку можешь не устраивать – времени мало. (Смотрит на часы.) Ой, уже без десяти одиннадцать! Толя, я побежала!
Толя. Все, начинаются гонки! Ты б хоть чай допила!
Люда. Не могу – не могу! Толенька, ты тут по-быстрому, веничком, веничком! Чтоб только пыли не было. Со стола сам уберешь. Где моя «Монна Лиза»?
Толя. В Лувре, насколько мне известно.
Люда. Мне сейчас не до шуток! Где моя хозяйственная сумка?.. А, вот, нашла! (Подбегает к зеркалу.) Ой, я же еще не накрасилась! Вот всегда так: встаешь чуть свет, а времени все равно не хватает! (Быстро прихорашивается.)
Толя. А без этого, конечно, нельзя!
Люда. Не зуди! Разве тебе не хочется, чтобы твоя жена была красивой?
Толя. Истинная красота не нуждается ни в каких вспомогательных средствах.
Люда. Много ты понимаешь! Женщина всегда должна быть во всеоружии. А без косметики я чувствую себя какой-то… не совсем одетой.
Толя. Значит, косметика у тебя заместо одежды, да?.. Тогда ты мне, может быть, объяснишь, зачем в середине апреля тебе понадобилось напяливать на себя столько шмоток?
Люда. Ах, как остроумно! Я сейчас со смеху умру!.. Ну, все. Я готова. Целуй свою женушку в щечку, и я побежала. Смотри же, не забудь убрать! (Уходит.)

Оставшись один, Толя уносит поднос с грязной посудой на кухню, вооружившись веником, начинает уборку. Что-то напевает вполголоса.
Звонок в дверь.

Толя (идет открывать). Это ты, Люда? Опять что-то забыла?.. А, это вы, Вячеслав Евгеньевич! Здравствуйте!

В дверь размашистым шагом входит Полозов.

Полозов. Здрасьте, здрасьте, Толенька! Зашел, значит, вас проведать… Вы один дома?
Толя. Один.
Полозов. Вот и славненько! Тэкс… Я хотел бы с вами потолковать кое о чем.
Толя. Потолковать?.. Да-да, конечно! Проходите, пожалуйста! (Пропускает гостя в комнату.)
Полозов (плюхается на диван). Вот и славненько! Вот и славненько!.. (Замечает веник в руках у Толи.) А… э-э… вы, Толенька, может быть, заняты?
Толя. Да нет! (Отбрасывает веник в сторону.) Это я просто… решил немного убраться. От делать нечего.
Полозов. От делать нечего? Хе-хе… Тэкс. А, это… супруги вашей что же, дома нету?
Толя. Нету, нету. Я же говорил, что один.
Полозов. А, ну да… Значит, я, Толенька, к вам с неким дельцем… Как бы это получше объяснить?..
Толя. Я весь внимание. (Садится напротив него на стул.) Вы, наверно, насчет нашего вчерашнего разговора?
Полозов. Разговора? Какого разговора?
Толя. Ну, вы еще говорили, что вам в институте позарез нужны молодые кадры.
Полозов. Что? Я так говорил?.. Ах, да! Помню! Как же, помню! Кадры, они всегда нужны… Да вот, собственно, сейчас и есть тот самый случай… Одним словом, мне, Толенька, необходима ваша помощь.
Толя. О чем речь, Вячеслав Евгеньевич! Всегда рад быть вам полезен.
Полозов. Вот и славненько! Я знал, дорогуша, что на вас можно положиться! Рад, что, так сказать, не обманулся в своих ожиданиях!
Толя (приятно польщенный). Ну, вы уж скажете!.. А что это за дельце?
Полозов. Дельце? Да, дельце. Тэкс… Видите ли, Толенька, я хотел бы… э-э… просить вас поучаствовать в одном опыте.
Толя. В каком опыте?
Полозов. В опыте, который будет проходить под моим непосредственным руководством.
Толя. Вячеслав Евгеньевич, но я же…
Полозов. Знаю-знаю, Толенька. Вы хотите сказать, что не сумеете, что не готовы. Ведь верно?.. Но дело в том, дорогуша, что от вас не потребуется никаких особых знаний и умений. Мне… как бы это сказать, нужен человек, который мало понимает во всех этих наших фокусах… (бросает осторожный взгляд на Толю) но в то же время, чтобы он был таким вот вполне серьезным и ответственным молодым человеком, как вы, Толенька. Человеком, на которого можно положиться. Вы меня понимаете?
Толя. Да, понимаю. Но…
Полозов. Согласен, Толенька, для вас это… э-э… несколько неожиданно. Но так уж вышло. В опыте должен был участвовать мой ассистент. А он заболел… кажется, воспалением легких. Так что, Толенька, вы мне нужны. Очень нужны!
Толя. Я понимаю, Вячеслав Евгеньевич. Понимаю, но…
Полозов (начинает раздражаться). Ну какие тут могут быть «но»! Молодой человек, ваше поведение по меньшей мере странно! Вы ведь только что говорили…
Толя. Нет, вы не то подумали! Я вовсе не отказываюсь. Просто я хотел узнать, в чем будет состоять опыт.
Полозов. А, ну да, конечно! Сейчас я попытаюсь вам объяснить. Тэкс… Да, вы еще не читали мою статью о пространственных измерениях?.. Впрочем, что я говорю! Вы никак не могли этого сделать, поскольку моя статья… э-э… пока что в проекте… Ну, а этой низкопробной литературкой вы случайно не балуетесь? Этой… как его… фантастикой? А? Ничего не читали?
Толя. Фантастику? Да, читал. В детстве.
Полозов. Ну, и не встречались вы там с таким понятием, как… э-э… антимир?
Толя. Антимир?.. Кажется, что-то припоминаю. Но очень смутно.
Полозов. Смутно, говорите?.. Что ж, постараюсь вам объяснить. Так сказать, в двух словах… (Встает и начинает расхаживать по комнате.) Тэкс. Видите ли, Толенька, по мнению целого ряда ученых – между прочим, весьма авторитетных людей – мы с вами живем… как бы это сказать… в двух измерениях. На западе, правда, утверждают, что их – этих измерений – гораздо больше, но я бы поостерегся верить всем этим западным всезнайкам. Одним словом, нами пока выявлены только ДВА измерения. Вы улавливаете мысль?
Толя. Не совсем.
Полозов. Ну, представьте себе, что вы – это не просто вы… Или нет! Представьте, что вы существуете как бы в двух лицах. Улавливаете? И в то время, как вы – первый – находитесь здесь, сидите на стуле и мирно беседуете с доцентом кафедры биофизики, то есть со мной, вы – второй – в другом измерении – наши любезные литераторы почему-то дали ему название «антимир»… м-м-м… так вот, вы – второй – в это же самое время, находясь где-то там (неопределенный взмах рукой), занимаетесь каким-то совершенно другим делом.
Толя. А каким делом я занимаюсь?
Полозов. Каким? Хе-хе. Вот как раз это вы, Толенька, и должны помочь мне выяснить в ходе опыта! Вы улавливаете? Улавливаете?
Толя. Да… да… кажется, улавливаю… Вы хотите, чтобы я… совершил путешествие… в этот самый… антимир?
Полозов. Совершенно верно! Сформулировано как нельзя лучше!
Толя. Но… как это все произойдет?
Полозов. А вот это вас уже не должно волновать. Это моя забота. Тэкс… (Грузно опускается на диван.) Ну, что вы на это скажете?
Толя (пожимает плечами). А что тут можно сказать! Все это как-то неожиданно… Больше похоже на фантастику.
Полозов. На фантастику? Хе-хе. Когда-то это было фантастикой! Предметом обсуждения всевозможных литературных щелкоперов! А теперь – теперь это факт! (Наставительно поднимает палец.) Вот тэкс, молодой человек! И я докажу это в самое ближайшее время!
Толя. И все-таки хотелось бы узнать, в чем будет заключаться… моя функция.
Полозов. Функция! Эк вы повернули!.. Не волнуйтесь, ничего из ряда вон выходящего вам делать не придется. Вы просто сядете в креслице, и я вам надену на голову такую штуковину с проводами. Ну, там увидите. Всего на пару минут… Можете мне поверить, вам ровным счетом ничего не грозит… Да что вы раздумываете, Толенька! Вы завтра, может, известным человеком станете! У вас интервью брать будут! Эх, дорогуша! Не видите вы своей выгоды!
Толя. Да я согласен, Вячеслав Евгеньевич, согласен.
Полозов. Вот и славненько! Вот это совсем другое дело! Почему только так неуверенно?.. Значит, сегодня вечером, часиков эдак в восемь, я могу на вас рассчитывать.
Толя. Сегодня? В восемь? Но… но сегодня я не могу. У меня гости.
Полозов. Гости?! (Вскакивает с дивана и вновь начинает расхаживать по комнате.) Какие могут быть гости, Толенька, когда речь идет о чести нашей науки?! Нет, вы решительно отказываетесь меня понять!
Толя. Вячеслав Евгеньевич, а нельзя ли все это перенести на завтра?
Полозов. На завтра?! Да вы что?! Нет, это несерьезно! Я, понимаешь ли, бегал, добивался – и что же, выходит, все зря?! Вот, смотрите! (Вытаскивает из кармана ключи и потрясает ими в воздухе.) Это ключи от лаборатории. Вы знаете, какого труда мне стоило их достать? Какого труда стоило договориться с нашим вахтером… как его… Гадюкиным? Тьфу, дьявол!.. И вы говорите мне: завтра! Ваше поведение, молодой человек, в высшей степени безответственно!.. (Неожиданно говорит просительным тоном) Толенька, ну войдите в мое положение! Мне нужно, мне необходимо, чтобы это произошло именно сегодня!
Толя (в растерянности). Конечно. Я вас понимаю, Вячеслав Евгеньевич. Я постараюсь…
Полозов. Да не «постараюсь»! Вы должны, Толенька! Понимаете, должны!
Толя (обреченно). Да, я понимаю.
Полозов. Ну вот и славненько! Вот и прекрасненько!.. Значит, где-то в половине восьмого я за вами зайду…

Звонок в дверь.

(Настороженно) Кто это, Толенька?
Толя. Это, наверно, жена. (Идет к двери.)
Полозов (удерживает его за руку). Толенька, Толенька, о нашем разговоре супруге вашей ни-ни! Слышите? И никому другому тоже!
Толя. Хорошо-хорошо. Не беспокойтесь. (Открывает дверь.)

В квартиру стремительно влетает Люда. В руках у нее сумка с продуктами.

Люда. Фух, устала! Всю дорогу бежала как ненормальная. (Передавая мужу сумку, замечает Полозова, с едва заметной досадой) А, это вы, Вячеслав Евгеньевич. Здравствуйте.
Полозов (растягивает рот в улыбке). Здрасьте, здрасьте, Людочка! Вы, как всегда, хе-хе, очаровательны!
Толя. Вячеслав Евгеньевич только что зашел… По-соседски.
Полозов. Да, по-соседски, Людочка, по-соседски. И… и я, пожалуй, пойду.
Люда. А что так скоро? Может, чаю, Вячеслав Евгеньевич?
Полозов. Нет-нет, спасибочки! Спешу. Много дел, Людочка. Так что позвольте раскланяться. С Толей я не прощаюсь. (Уходит.)
Люда. Он что, еще сегодня зайдет?.. А, Толя?
Толя (не глядя на жену, начинает разбирать сумку, вытащив бутылку вина, долго изучает этикетку). Сухого купила?
Люда. Ты же знаешь, Витя не любит крепких вин… Так зачем он приходил?.. Не слышу ответа.
Толя (мрачно). Значит, надо было… Знаешь, Люда, я, наверно, сегодня вечером уйду. Где-то в половину восьмого.
Люда. Как уйдешь? Куда уйдешь? А как же Витя?
Толя. Что ты заладила – Витя, Витя?! Как будто на нем свет клином сошелся!
Люда. Почему ты на меня кричишь?! Что, в конце концов, случилось?! Ты можешь толком объяснить?!
Толя. Да ничего не случилось!
Люда. Нет, ты ответь! Куда ты сегодня собираешься уходить?
Толя. Куда надо, туда и собираюсь!
Люда (ее терпение лопнуло). Ах, так ты не хочешь говорить?! Ладно! (Вырывает у него из рук сумку с продуктами и стремительно скрывается на кухне.)
Толя (растерянно вертит в руках бутылку). Люд!.. Люд! Ну, что ты!,, (Плетется на кухню, столкнувшись в дверях с женой, пытается ее обнять.)
Люда (вырываясь). Отстань! Дай сюда! (Выхватывает у него бутылку.) У него, видите ли, секреты!.. Ну и молчи себе на здоровье! В душу лезть не буду!
Толя. Люда, я обещал.
Люда. Что ты обещал? Кому? (Снова порывается уйти, но Толя ее удерживает.)
Толя. Да постой ты! Не дергайся!.. Ну так и быть! Я скажу. Скажу.
Люда. Ну!
Толя (избегая ее пытливого взгляда). Как тебе объяснить?.. В общем, Полозов хочет, чтобы я участвовал в каком-то опыте.
Люда (встревожено). В опыте? В каком опыте? А это не опасно, Толенька?
Толя. Не знаю… То есть, да. Конечно! Не опасно!
Люда (заглядывая ему в лицо). Ты меня обманываешь, да? Обманываешь?.. Ну-ка, посмотри мне в глаза!
Толя (с деланным смешком). Да не обманываю я тебя! С чего ты взяла? Просто у Полозова неожиданно заболел ассистент, и он попросил меня… по-соседски.
Люда. А сам он не может участвовать в этом опыте?
Толя. Не знаю. Я его об этом не спрашивал… Да наверно же не может. Он руководитель.
Люда (передразнивает). Руководитель! Привык всю жизнь выезжать на других!.. И что, ты не мог отказаться? Знал же, что у тебя сегодня гости!
Толя. Я говорил ему…
Люда. Вот, а еще называешь меня безотказной! Если кто из нас двоих и безотказный, так это ты! Стоило какому-то Полозову пальцем поманить, и он уже летит сломя голову!
Толя. Людка, прекрати! Ты ничего не понимаешь!
Люда. Зато ты у нас много понимаешь!

Не прерывая разговора, Люда возвращается к своим обязанностям хозяйки: сняв со стола старую скатерть, заменяет ее новой, вынутой из тумбочки, после этого скрывается на кухне, чтобы через минуту появиться оттуда с уставленным посудой подносом.

Толя. Да ты послушай! Сегодня я ему помог, завтра он – мне.
Люда. Жди – так он тебе и поможет! Такие, как твой Полозов, только о себе думают!
Толя. Ну зачем ты так? Вячеслав Евгеньевич – порядочный человек. Ты прекрасно знаешь, как дорого мне его мнение.
Люда. Ладно, хватит болтать! Лучше помоги мне. Расставляй тарелки.
Толя (механически выполняя просьбу жены). Да, я не скрываю, что надеюсь на его протекцию. Я вовсе не собираюсь всю жизнь корпеть в своем бюро.
Люда. Ох, Толька! Думаешь, тебя в этом НИИ так и ждут с распростертыми объятиями!.. Кем ты хоть собираешься там работать?
Толя. Пока точно сказать не могу. Но надеюсь, что-нибудь по своему профилю.
Люда. А я думала, ты сразу академиком заделаешься!.. Нет, не доверяю я твоему Полозову. Вот хоть режь меня! Ты, уж если на то пошло, поговорил бы лучше с Витей. У него ведь отец – директор этого института. Он наверняка поможет.
Толя. Ну, это я и без тебя знаю. А вот что касается помощи… тут я сомневаюсь. И потом, ты ведь прекрасно знаешь, что с Витей я в натянутых отношениях.
Люда. Если тебе неудобно, я могла бы и сама…
Толя. Еще чего не хватало! Не вздумай!
Люда. Как хочешь… Порежь, пожалуйста, хлеб. Да, и скажи, который час.
Толя (смотрит на часы). Без пятнадцати два. Скоро заявятся.
Люда. Витя обычно пунктуален… Интересно, в чем сегодня придет Юлька?
Толя. Тебе это так важно знать?
Люда. Еще бы! Небось опять в новом костюме. У нее ведь муж не то, что мой.
Толя. Ну, пошло-поехало!
Люда. А что, не права я? Целый год в одном и том же платье хожу! Уже всем на работе надоела!.. С получки обязательно закажу новое.
Толя. Ладно-ладно, закажешь. Только отстань!
Люда. Что значит – отстань!.. (Смотрит на часы.) Ой, мамочки! Я же еще не одета! (Лихорадочно роется в шкафу.) Да где же оно? Черт!.. Толя, посмотри, там мясо еще не кипит?
Толя (из кухни). Оно булькает и шипит.
Люда. А, вот, нашла!.. Выключай!

Звонок в дверь.

Толя, открой! Я сейчас! (Схватив в охапку одно из платьев, скрывается в ванной.)

Толя пропускает в коридор Витю и Юлю. У Вити в руках сумка.

Витя. Здравствуй, Анатолий! (Жмет ему руку.) Давно не виделись.
Толя. Да, давненько. Здравствуй.
Юля. Толенька, привет! (Чмокает его в щеку.) А Людка где же?
Толя. Люда сейчас появится. Проходите.
Юля (вынимает из сумки сверток, передает Толе). Возьми. Это на стол.
Толя (разворачивает сверток). Шампанское? Ну зачем вы, Юля?
Юля. Тут еще кое-что в сумке. Я отнесу на кухню.
Толя. Ребята, да зачем вы это?
Витя. Молчи, хозяин. Надо, значит, надо. (Вслед за Толей проходит в комнату, вальяжно разваливается на диване.) Ну-с, как твои дела?
Толя. Помаленьку.
Витя. Что, жизнь бьет ключом, и все больше по голове?
Толя. Бьет, конечно. Но, в общем, пока терпимо.

Из ванной выходит Люда в другом наряде.

Витя. А, вот и хозяйка пожаловала! Здравствуй, Людмила!
Люда (сияя улыбкой). Здравствуй, Витя!.. А жена твоя где же?
Юля (появляется из кухни). Здесь я, здесь! Привет, Людмилка! Дай я тебя расцелую!

Подруги обмениваются звонкими поцелуями.

Люда. Какое у тебя платьице славное!
Юля. Тебе правда нравится? Это я буквально на днях по случаю купила. Пойдем, поможешь мне…

Обе скрываются на кухне.

Толя (усаживается на стул, после паузы). Слышал, ты теперь в журнале устроился?
Витя. Есть такое дело.
Толя. А стихи не бросил писать? У тебя, помню, неплохо получалось.
Витя. Да нет, еще пописываю. Иногда.
Толя. Понятно… Может, музыку включить?
Витя. Включи.

Толя включает магнитофон. Звучит какая-то быстрая мелодия.
Входят Люда и Юля с вазочками на вытянутых руках. Услышав музыку, вторая тут же начинает кружиться по комнате, ударяя в такт ногой.

Люда (усаживается на диван рядом с Витей). На машине приехали?
Витя. Нет, сегодня пешком. Я ведь, как-никак, человек пьющий.
Люда. Ясно. Ну, а как твоя литературная деятельность?
Витя. Все путем, Людочка. Дерзаю.
Люда. Какой-то светский разговор у нас получается.
Витя. Но ведь мы с тобой светские люди, не так ли?
Люда (смотрит на Витю долгим взглядом). Юля! Ю-уля! Тебе еще не надоело?
Юля (продолжая кружиться). Нет. А что?
Люда. А то, что не пора ли нам немного подкрепиться?
Юля. Ну, если вы так настаиваете…
Люда. Прошу всех к столу. Толя, сделай музыку чуть потише.

Все занимают места за столом. Юля садится рядом с Толей.

Юля. Толенька, ты не будешь против, если я за тобой сегодня поухаживаю?
Толя (скрывая досаду). Ну конечно же не буду!
Люда. Витя, открой, пожалуйста, шампанское. У моего мужа это никогда хорошо не получалось.

Витя берет со стола бутылку, начинает открывать. Хлопает пробка. Юля с удовольствием взвизгивает.

Витя (разливает шампанское). Так. Первой – хозяйке… Юлечке… Теперь – хозяину… Ну, и себя, конечно, не обижу… А за что мы выпьем?
Юля. Давайте за встречу. За то, чтобы мы как можно чаще собирались вот таким тесным кругом. Возражений нет?

Все чокаются, выпивают. Беседа пока протекает вяло и вращается в основном вокруг стоящих на столе блюд. Звучат реплики типа «Почему вы ничего не берете? Не нравится?», «Нет, что ты! Очень вкусно!», «Обязательно попробуйте вот этот салатик. Не пожалеете. Положить?», «Да, пожалуйста. Только немножко… Благодарю. Действительно вкусно», «Я очень рада…» и т.д. и т.п.

Юля. Нет, а все-таки хорошо, ребята!
Витя. Ты имеешь в виду – пить?
Юля. Хорошо, что наконец-то собрались все вместе! Давно бы так!
Люда. Что ж вы к нам так редко заглядываете?
Юля. Можно подумать, что вы – часто! Ведь, кажется, не в разных концах света живем.
Люда. К вам зайдешь – как же! Вас же никогда дома не бывает. Толя, выключи пока магнитофон. Мешает разговаривать.
Юля. А ты заходила?
Люда. Заходила!.. Дай Бог памяти… На той неделе, в пятницу.
Юля. В пятницу… в пятницу… Мы, кажется, в театре были. Да, точно, в театре. На каком-то жутко авангардном спектакле. Представляешь? Там почти через каждое слово – мат.
Люда. Ну, и как тебе? Понравилось?
Юля. Если честно, то не очень… Но там такой обалденный мальчик играет. Сразу видно – неформал. Прическа «взрыв на макаронной фабрике», в ухе вот такенная серьга, и ногти чем-то зеленым выкрашены.
Люда. А мы в театр редко выбираемся.
Юля. Что ж так? А как же повышать свой культурный уровень?
Люда. Да моего мужа пока уговоришь!
Толя. Оказывается, во всем виноват муж! Кто из нас с работы в десять часов приходит?
Юля. Что, в самом деле?.. Ну, ты, Людка, и трудоголик!
Люда. Да слушай ты его больше! Ну, задержалась пару раз…
Толя. Если бы только пару!
Люда. Ладно, хватит! Никому это не интересно.
Витя. Да, кстати, вы можете меня поздравить. Пошел на повышение. Со следующей недели я – руководитель отдела.
Люда. О-о! Так ты у нас теперь начальник! Поздравляю!
Толя. Присоединяюсь.
Юля. Большому кораблю, как говорится…
Витя. Весьма признателен.
Люда. Витя, а как насчет стихов? Если это, конечно, не секрет?
Витя. Не секрет. Теперь уже не секрет.
Люда. Неужели забросил?
Витя. Можно сказать, что и так… Стихи – это, знаешь ли, не-серьезно.
Толя. Раньше ты по-другому считал.
Витя. Может быть. Не спорю. Все течет, все изменяется.
Юля. Между прочим, вы плохо справляетесь со своими обязанностями. У ваших дам уже давно пустуют бокалы.
Витя. Принимаем к сведению. (Разливает шампанское.)
Юля. А за что мы выпьем?
Люда. По-моему, у нас есть прекрасный повод. Выпьем за Витино повышение. И за то, чтобы он все-таки не зарывал в землю свой поэтический талант.

Все чокаются с Витиным бокалом.

Витя. Нет слов. Я польщен.
Юля. Стоп, так дело не пойдет! Ответная реплика.
Люда. Да-да, легко решил отделаться.
Витя. Ну что ж, делать нечего. Экспромт… (На секунду задумывается.)

О стихах зашла беседа.
И поэт, по горло сыт,
Устроителей обеда
За прием благодарит.

Всеобщее оживление.

Люда. Витя, это ты сам придумал?
Витя. Нет, это Гейне. В моей интерпретации. Я же говорил, что стихи теперь почти не пишу. В настоящее время мой основной жанр – статья.
Люда. А о чем ты пишешь в своих статьях?
Витя. Обо всем понемножку. В основном – на моральную тему. Измены, разводы, чужие дети…
Юля. Вот даже как! Оказывается, в глянцевых журналах и такое пишут!
Витя. Там все пишут!
Люда. Кстати, недавно прочитала статью в одном журнале. Девчонка через неделю после свадьбы уезжает на море и там направо и налево начинает изменять мужу. Просто из спортивного интереса. Ужас! Вы не читали случайно?
Юля. Да про это сейчас на каждом шагу столько написано!
Витя. Читал, наверное… Мне кажется, все это чепуха. Женская измена в наше время – это как-то неактуально. Уж поверьте мне, как человеку, которому слишком часто по долгу службы приходится сталкиваться с подобными историями. Женщина XXI века совсем не похожа на страдающую Анну Каренину, которую неволят выходить замуж…
Юля. Анну Каренину, между прочим, никто не неволил.
Витя. Между прочим, можно было и помолчать! Я имею в виду, что женщина в наше время сама делает свой выбор, сто раз взвесив и подумав, так что ни о каких изменах не может быть и речи.
Юля. «Мы выбираем, нас выбирают»… Не станешь же ты утверждать, что измен сейчас нет совсем.
Витя. Нет, почему. Есть, конечно. Но происходит это, как правило, непреднамеренно. Сегодня, если женщина изменяет, в этом зачастую виноват сам мужчина. Значит, он был недостаточно внимателен к ней, не сумел завоевать любовь.
Юля. Бедные мужички! Во всем-то они виноваты! Среди женщин, да будет тебе известно, тоже иногда стервы встречаются.
Витя. Не сомневаюсь, дорогая! Но я сейчас говорю о нормальных женщинах! И о нормальных семьях! Все прочее – патология!.. Вообще, как мне кажется, отношения в семье надо строить на полном доверии.
Юля. Что это значит?
Витя. Это значит, что супруги не должны задавать друг другу глупых вопросов типа «Где ты был сегодня?» или «С кем ты проводил время?»!
Юля. Это что же, по-твоему, жена не имеет права интересоваться досугом ее собственного мужа?
Витя. Жена не имеет права ревновать мужа по пустякам. Если он посчитает нужным, он сам ей все расскажет.
Юля. А если не расскажет?
Витя. Значит, ему просто нечего сказать.
Юля. Железная логика!.. А ты, Толя, тоже так считаешь?
Толя. Не знаю… Может, на словах все это и правильно. Но мы-то все далеко не идеалы. И сами это прекрасно понимаем. Да и не по-людски как-то получается. Выходит, ты не лезь в мои дела, я не лезу в твои. Это, по-моему, уже не семья, а карикатура на семейные отношения.
Витя. Ты меня, конечно, извини, Толя, но ты рассуждаешь, как самый обыкновенный обыватель!
Толя. А ты – как человек, бесконечно далекий от жизни!.. Хотя это, наверно, свойственно большинству поэтов.
Витя. Ты ошибаешься. Поэтом я себя не считаю. И, между прочим, никогда не считал. Я для этого слишком рационален.
Юля. Вот бы не сказала!
Витя. Что ты имеешь в виду?
Юля. Сам прекрасно знаешь!
Витя. Ничего я не знаю!.. И вообще, оставь меня в покое! У меня твои подколы вот уже где сидят!
Люда. Ладно, ребята, хватит вам спорить!
Юля. А никто и не спорит. Это у нас так, обмен любезностями… Да, Людмилка, я тебе не сказала. Галка, моя подруга… ну, та славненькая девочка с короткой стрижкой, помнишь?.. предложила мне на днях шикарные итальянские сапоги. Черный лак, высокий каблук. И за полцены отдает. Представляешь, на меня маленькие! Может быть, тебе подойдут?
Люда (бросает осторожный взгляд на Толю). Право, не знаю… Я подумаю.
Юля. Думать некогда. Завтра она кому-нибудь другому предложит. Схватят с руками… Ну, ты ведь меня знаешь, подруга! Я туфту не буду подсовывать!
Люда. Позже поговорим… Я все хотела спросить о твоей новой работе…
Юля. А, работа как работа! Целыми днями стучу на компе, перепечатываю по двадцать раз одни и те же бумажки. Зачем, для чего – никому не известно. Начальник вечно зудит. Знаешь, Людка, по-моему, он голубой!.. Ой, да ну его в баню! Что-то я у тебя еще хотела спросить… Да, ты вчера не смотрела по первому фильм с Ричардом Гиром?.. А он все-таки душка, правда? И эта седина ему так идет!..
Витя (Толе). Пойдем покурим?.. Пусть дамы не обижаются: мы их на минутку оставим.
Люда. Дамы не обижаются.

Витя и Толя отходят на авансцену, закуривают.

Витя. Ты еще не устал от этой болтовни?.. Помнишь, у Толстого? «Никогда не женитесь, мой друг…» Это, кажется, Пьер Безухов говорил.
Толя. А по-моему, Болконский.
Витя. А, не один черт!.. А ты что такой мрачный сегодня? С женой поссорился?
Толя. Нет, с женой у меня все в порядке… Скажи, ты что-нибудь знаешь об антимире?
Витя. Об антимире?.. Это что-то из области фантастики?.. Антимир, антимир… А зачем тебе это?
Толя. Да так просто. Вспомнилось.
Витя. Странно. При чем здесь антимир?.. (Некоторое время молча курит.) Да, как у тебя сейчас дела с работой? Люда говорила, что ты, вроде, в НИИ надумал перебираться… Я тебе, Толя, вот что скажу: где бы ты ни работал – в НИИ или в каком-нибудь другом месте – надо, чтобы ты всегда был при деле, чтоб ты был нужен. Усекаешь? И, самое главное, чтобы никто тобой не помыкал!
Толя. Но ведь кто-то все равно будет выше. С этим уже ничего не поделаешь.
Витя. Да я не о том. Понимаешь, ты должен делать нужное дело. Свое дело! А не быть на подхвате… Вот возьмем, к примеру, меня. Ты знаешь, я всю жизнь стремился к независимости. Именно поэтому пошел в университет на журналистику. Хотя, сам понимаешь, мог бы вполне неплохо устроиться в НИИ. Да и папик мой на этом настаивал…
Толя. Ты хочешь сказать, что все время жил независимо? Но ведь и тобой когда-то помыкали!
Витя. Когда-то! Теперь все! Амба!.. Видишь ли, Толя, сегодня самое главное – это крепко сесть на место. Вцепиться в него руками и зубами. Тогда тебе сам черт не брат. Мне мой предок это не раз повторял. А он, сам знаешь, многого в жизни добился… В общем, Толя, не надо распыляться.
Толя. А ты? Ты разве не распыляешься? Работал на кафедре – бросил. Писал стихи – бросил. Теперь вот в журнал устроился – и тоже, думаю, не надолго.
Витя. И это ты называешь «распыляться»? То-ля, это всего лишь поиск. Поиск своего истинного предназначения.
Толя. Вот и у меня это тоже – поиск. Ну не нравится мне в моем бюро! Хочется чего-то другого – чего-то более осмысленного, более конструктивного, где мозгами нужно работать…
Витя. И ты думаешь найти все это в НИИ?.. Что ж, попытка не пытка, как говорил товарищ Сталин… Кстати, кто тебя протежирует? Полозов?
Толя. Тебе и это известно?
Витя. Не в лесу живем, Толя. Я кое-что слышал о твоем Полозове и, кажется, не слишком лестное. Говорят, он занимается какой-то довольно интересной проблемой… Жаль, не помню названия…
Толя. Ну и что в этом предосудительного?
Витя. Да, в общем-то, ничего, если не считать, что проблема эта, мягко говоря, не его. А если уж совсем начистоту – попросту украдена.
Толя. Что значит «украдена»? Я не верю этому!
Витя. Да ты не кипятись!.. Я это, между прочим, от предка своего слышал. Ему-то ты, надеюсь, веришь… Хотя не в этом дело. Просто твой Полозов, насколько мне известно, довольно скандальный мужик. Все время лезет на рожон, не считается с мнением коллектива. Короче, жуткий эгоист. Да к тому же, говорят, и выпить не дурак.
Толя. Полозов мне другое говорил.
Витя. Представляю, что он мог тебе наговорить! Уж, наверно, выставил моего папика эдаким злодеем. Говорил, что работы его лишает, да? Что губит талант?.. Только, знаешь, Толя, вранье все это! Нету у твоего Полозова никаких талантов – одни амбиции! А что касается работы, то все это сильно преувеличено. Просто мой предок пытается восстановить справедливость. Нельзя же допустить, чтобы какой-то – извини меня – авантюрист присваивал себе плоды чужого труда… Впрочем, ладно. Тебя все равно сейчас не переубедишь. Вижу, Полозов много чего успел тебе наплести! (Демонстративно отворачивается, показывая, что разговор окончен.)

К ним подходит Юля.

Юля. О чем это вы тут шепчетесь? Можно и мне?
Витя. Солнышко, можешь быть уверена, ни о чем таком, что представляет для тебя хоть малейший интерес.
Юля. А откуда ты знаешь, что для меня представляет интерес?
Витя. Мне-то и не знать! У тебя, солнышко, необычайно разнообразные интересы. Например, тебя может интересовать фамилия того прикинутого мальчика из пьесы. Или название фильма с этим стареющим ловеласом Ричардом Гиром. Или как, выдавая за «фирму», впарить какому-нибудь простаку ширпотреб от твоей подружки Галочки…
Юля (спокойным голосом). Дурак. (Толе) Пойдем потанцуем. Хватит тебе болтать с этим..!

Толя и Юля возвращаются в комнату. Толя щелкает кнопкой магнитофона. Звучит уже знакомая нам быстрая мелодия.

А что на другой дорожке? (Переключает на медленный танец.) Вот эта мне больше нравится.

Танцуют в паре.
Докурив сигарету, в комнату возвращается Витя. К нему тут же подходит Люда.

Люда. Пойдем и мы?

Какое-то время все танцуют.
Неожиданно раздается звонок.

Витя. Кажется, звонят.
Люда. Толя, прикрути музыку. (Идет к двери.) Интересно, кто это.
Толя. Это, наверно, ко мне.
Люда (открывает дверь). А, это вы, Вячеслав Евгеньевич.

В коридор вваливается запыхавшийся Полозов.

Полозов. Еще раз здрасьте, Людочка! А где Толя?
Толя. Я здесь. Но ведь еще, кажется, не…
Полозов. Знаю-знаю, я пришел несколько раньше. Но что поделать, Толенька! Обстоятельства. Так что вы уж того… собирайтесь, пожалуйста.

Витя и Юля заглядывают в коридор.

Витя. Куда это ты намылился на ночь глядя?
Толя. Да тут, понимаешь, одно дело… Прошу меня извинить. Я уже, наверно, не увижу вас сегодня…
Полозов. Ну почему же? Может, еще и увидитесь.
Толя. А сколько времени это примерно займет?
Полозов. Если в целом… Думаю, немного. Час – полтора, не больше. (Гостям) Вы уж не прогневайтесь, Бога ради! Дельце уж очень спешное…
Толя. Люда, ты… это… Впрочем, ладно! Ладно! Все в порядке! Всем пока! (Быстро идет к дверям.)
Полозов (суетливо семенит следом). Извините за вторжение! До свиданьица! Не волнуйтесь, Людочка! Все будет славненько!

Уходят.

Юля. Куда это они?
Витя. Что надо этому прощелыге?
Люда. А шут его знает, что ему надо. (Решительно тряхнув головой.) Ладно, давайте танцевать!

Гости возвращаются в зал. Музыка звучит громче. Все танцуют.
Медленно гаснет свет.

Картина 2

Одна из лабораторий научно-исследовательского института. В глубине странное устройство – кресло и над ним стеклянный колпак с подсоединенными к нему проводами, напоминает фен в женских парикмахерских. Рядом пульт управления.
В комнате Полозов и Толя. Последний с отрешенным видом сидит на стуле, то и дело бросая осторожные взгляды в сторону таинственного кресла, в то время как первый мерит лабораторию широкими шагами, не переставая разглагольствовать.

Полозов. …Черт знает что! Сплошные неприятности! Мало того, что директор на меня волком смотрит, мало того, что с помощником моим… казус вышел, так еще этот Гадюкин, вахтер! Чтоб его паралич разбил! Ему, видите ли, в девять уходить надо: у него дочка рожает! Ну и пусть себе рожает на здоровье! Не ему же роды принимать! Вот люди!.. Вы, Толенька, не обращайте на меня внимания. Вы пока привыкайте, осматривайтесь… До девяти сказал, чтоб управился! Нет, каков хам! Вот такие Гадюкины, Толя, всегда стоят на пути прогресса! Из-за таких Гадюкиных гибнет наука! И я еще должен под них подстраиваться! Не они, значит, под меня, а я – под них! А, как вам это нравится?.. Вы, Толенька, на меня не смотрите. Вы пока сосредотачивайтесь… Конечно! Я понимаю. При нынешних обстоятельствах по иному и быть не могло. Шутка ли! Мне все приходится делать самому! Причем тайно! Но кто, спрашивается, меня к этому вынудил? Они! Всё они!.. Ну, ничего. Посмотрим, что они завтра запоют!.. Толенька, вы, пожалуйста, не нервничайте. Чувствуйте себя как дома… Да-с, завтра их ждет сюрприз. И еще какой! Ох, как они сразу забегают, когда узнают! Поздравлять будут, лебезить! Это уж точно. И директор прибежит. Прибежит, никуда не денется!.. Эх, только бы опыт удался… (Внезапно успокаивается, косится на Толю.) Ну что, Толенька, вы уже морально приготовились? Как вы себя сейчас чувствуете?
Толя (бесцветным голосом). Да, вроде, нормально.
Полозов. Вы, дорогуша, какой-то вялый. Вы там, на своей вечеринке, случаем не перебрали? Эк, черт! Забыл я вам сказать, чтоб вы сегодня поменьше пили.
Толя. Я совершенно трезв.
Полозов. Вот и прекрасненько! Единственно, что от вас сейчас потребуется, – это трезвости. Тэкс. Трезвости во взглядах. Трезвости… э-э… в оценке действительности.
Толя. Вячеслав Евгеньевич, а мне… ничего такого не грозит?
Полозов. Что это вы, дорогуша, никак струсили?
Толя. Да нет! Что вы!
Полозов. Точно не струсили?.. Ну, вот и славненько! Можете быть уверены, Толенька, пока вы имеете дело со мной, вам ровным счетом нечего опасаться!.. Но довольно! Отставим разговоры. Настроимся на рабочий лад. Тем более, и время поджимает… (Подходит к креслу, подсоединяет какие-то провода, возится с пультом.) Тэ-экс. Вот взгляните, Толенька. Перед вами новейшее изобретение современности. Правда, современность об этом пока не догадывается. Но не беда. Все еще впереди… Да-с, эту штуковину я смастерил сам… То есть не так чтобы совсем… По чертежам моего коллеги, ныне покойного профессора Ежова. Мы с ним вместе работали над этой проблемой.
Толя. А что это за штуковина, Вячеслав Евгеньевич?
Полозов. Ну, назовем ее просто – машина времени. Только, конечно, не та допотопная машина из романа… м-м-м… Уэллса, а усовершенствованная модель, которая в считанные минуты перенесет вас из этого мира в мир… э-э… иной, потусторонний.
Толя. Это что, на тот свет, значит?
Полозов. Ну зачем же так мрачно, молодой человек?.. Я, может быть, не совсем точно выразился. Я хотел сказать, что эта машина перенесет вас из этого мира в так называемый АНТИмир, мир вашего второго «я»… Я ведь уже объяснял вам сегодня!
Толя. Да, я помню, помню.
Полозов. Вот и прекрасненько!.. Теперь садитесь, пожалуйста, в это креслице.

Толя не без робости выполняет распоряжение Полозова.

Вот так. И не вертите головой. Вы, хе-хе, не в кабинете зубного врача. Хорошо… Итак, Толенька, сейчас я отправлю вас в прошлое. В очень недалекое прошлое, а точнее – в начало сегодняшнего дня. Как говорится, возвращаемся на круги своя. Вы, конечно, поинтересуетесь, почему именно в прошлое. Почему, скажем, не в будущее. Отвечу. Во-первых, чтобы вы, а вместе с вами и я, могли сравнить день, прожитый вами в этом мире, с днем, прожитым там… (Неопределенный взмах рукой.) Улавливаете?.. Кстати, вы хорошо помните события сегодняшнего дня?.. Вы вспоминайте, вспоминайте. А я пока буду налаживать аппаратуру… Тэкс. Ну, и во-вторых… во-вторых, если бы я рискнул отправить вас в будущее, вам бы, хе-хе, грозило вообще не вернуться.
Толя. Как не вернуться? Почему не вернуться?
Полозов. Почему? Да как вам сказать… Видите ли, эта модель экспериментальная и в целом еще… м-м-м… несовершенна. Кое-чего мы пока не умеем. Не все сразу…
Толя. А… а… вы ничего не напутаете, Вячеслав Евгеньевич? Вы по ошибке не отправите меня вместо прошлого в будущее?
Полозов. Хе-хе. Нет, это исключено. Покойный Ежов разработал все до тонкости. С моей помощью, конечно… Ой, да не волнуйтесь вы так! Вы же видите, я передвинул эту стрелку назад. Вот если бы я повернул ее вперед… Спокойнее, Толенька! Ничего тут страшного нет. Сейчас вы снова встретитесь с вашей очаровательной женой…
Толя. С моей женой?
Полозов. Ну, не совсем с вашей. С женой вашего двойника из параллельного мира. Не исключено, что там буду и я… вернее, мой двойник. И ваши друзья. В общем, все те, с кем вы встречались сегодня. Понаблюдайте за ними хорошенько. Вполне возможно, даже наверняка, они во многом будут отличаться от… э-э… известных вам людей.
Толя. Отличаться?
Полозов. Ну да, отличаться. Видите ли, по моей… по нашей с Ежовым гипотезе наши двойники в антимире должны быть… э-э… несколько непохожими на нас. Не внешностью, конечно… хотя возможен и такой вариант…
Толя. А чем же?
Полозов. Э-э… строем мысли… Э-э… мировоззрением… Одним словом, увидите. В вашу задачу как раз и будет входить установить это отличие.
Толя. Вячеслав Евгеньевич, а как же мой собственный двойник? Что будет с ним?
Полозов. А вы, оказывается, неплохо соображаете, дорогуша!.. Вопрос это сложный. Даже для нас. По предположению Ежова, должна будет произойти… э-э… идентификация, то есть совмещение объектов. Но не совсем, а только отчасти. Вы будете совмещать в себе как бы два «я» – ваше и вашего двойника… Правда, Ежов не до конца установил, как будут уживаться между собой эти два «я». Возможно, ваше сознание одержит верх над сознанием двойника, и вы тогда сможете верно оценивать происходящее. А может, все случится наоборот… Вижу, вы меня не очень-то понимаете… Да вам, собственно, и не надо ничего понимать! Ваша задача, Толенька, – наблюдение, а затем полный отчет об увиденном. Тэкс. А делать выводы – это уж моя забота. Вам все ясно?
Толя. Да, Вячеслав Евгеньевич, ясно. Один последний вопрос: сколько времени это займет?
Полозов. Вы имеете в виду опыт? О, совсем немного. Примерно две минуты. Ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы отправить вас туда, а потом вернуть обратно. Но это, заметьте, только в нашем мире. В том, другом, куда сейчас совершится ваш полет, вы пробудете что-то около часа, может, чуть больше… Ну, теперь вам все понятно?.. В таком случае приступим. Посмотрите, который теперь час.
Толя (смотрит на настенные часы). Без двух минут восемь.
Полозов. Прекрасненько. Начнем ровно в восемь. Итак, Толенька, приготавливайтесь. Сядьте посвободнее. Расслабьте мышцы. Тэ-экс. Теперь на минутку сосредоточьтесь, постарайтесь вспомнить все, что произошло с вами в этот день… Вспомнили? Не трите лоб. Руки должны лежать на коленях… Вот и славненько! Не бойтесь, больно не будет. Представьте, что вы сейчас летите в самолете. Закройте глаза. Вот так… Сейчас ровно восемь. Я начинаю… (Поворачивает какие-то тумблера на пульте, щелкает кнопками.) Ну, Толенька, с Богом!

На минуту на сцене полностью гаснет свет. Только видно, как в темноте ярко мигают лампочки на пульте. Звук, слегка напоминающий свист ветра. Потом все смолкает.
Загорается свет. Полозов сидит перед пустым креслом, вытирая платком лоб.

Фу-ух, кажется, сработало.

Занавес.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.