Бейбит Ахмедиев. Кино и актёры в моей жизни (эссе)

Рождённые в СССР. Да рождённые в СССР. Хотя сейчас многие стараются откреститься от этого названия, от этой аббревиатуры, лично для меня это не пустой звук. Есть хорошая фраза: «Родом из детства», так вот детство моё прошло в СССР, и ничего с этим не поделаешь. И я не жалею о нём. Да, в формировании моего интеллектуального и духовного облика, советская идеология играла огромную роль. Сейчас, слышны нещадные голоса со всех сторон, которые не оставили и камня на камне от того, что нам так упорно старались вдолбить в те годы. Но, сравнивая прошедшее и настоящее, я прекрасно понимаю, чего хотят нынешние ниспровергатели: банальное обогащение и стремление к власти. Но оставим эти высокие материи и спустимся на грешную землю.  Я давно хотел рассказать о своих любимых актёрах. Об актёрах, которые, по моему мнению, оставили заметный след в формировании духовного облика советских людей. И ничего тут удивительного нет. Как бы это странно сейчас не звучало, а у советских людей был духовный облик. И как я понимаю, облик достаточно благородный.   Для многих людей, родившихся в Советском Союзе и воспитанных на иных  принципах и традициях в формировании духовного облика и характера, роль писателей, актёров была очень значительной. И я не являюсь исключением. Я хотел остановиться на творчестве гениального актёра Евгения Евстигнеева. Он вошёл в мою жизнь незаметно, и  образы, созданные им в кино оставили в моей душе неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Они, можно сказать, перепахали мой внутренний мир и засеяли там совершенно другие, новые зёрна, которые, возможно, и дали какие-то всходы. Три эпизода из совершенно разных фильмов, о которых я хочу рассказать ниже, незаметно, исподволь заставили меня, наверное, по другому взглянуть на мою жизнь и окружающий меня мир и, в конце концов, поверить в себя, и приступить к самому главному, к творчеству. Казалось бы, ну какие-то незаметные, комичные эпизоды. Но эти незначительные для постороннего взгляда кадры постоянно присутствуют со мной, и напоминают мне о самом главном – творчестве. Несколько незначительных, незаметных эпизодов из трёх разных фильмов, оказались для меня глубоко значимыми, стали, своеобразными вехами в моей духовной, интеллектуальной жизни, оказали заметное влияние на становление меня, как творческой личности.
Эпизод первый. Фильм «Семнадцать мгновений весны». В этом фильме он играет профессора Плейшнера, простого, бесхитростного человека, попавшего под пресс фашистского террора. Главный герой фильма, советский агент Штирлиц помогает ему вырваться из лап гестаповцев, а он, в благодарность за это, пытается помочь ему, но трагически погибает. Но это не главное. Во время этого эпизода, как бы рефреном, за кадром, голос диктора говорит нам о том, что в гостинице, где  жил профессор, на столе, лежали чистые белые листы бумаги, на которых он собирался писать о том, к чему стремился всю свою сознательную жизнь. Но, листы так и не дождались своего хозяина, он погиб. Так и в жизни. Всё суета, беготня, строишь какие-то воздушные замки, причудливые карточные домики, стараешься поймать какие-то несбыточные розовые мечты, а потом кинешься и всё, а времячко то уже ушло. И ничего уже не воротишь. И будешь сидеть потом, как чеховский дядя Ваня, виня во всех бедах кого-то. Поэтому, чтобы после « …не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…», надо с детства, с юности твёрдо выбрать свою цель и идти к ней, не взирая ни на какие трудности, и преграды.
Этот эпизод почему-то запомнился мне надолго, на всю жизнь, и напоминал о том, что и меня где-то ждут мои «листы». И может, случится так, что они так и останутся лежать там, на столе, белыми и чистыми.
Эпизод второй, фильм «Берегись автомобиля». В этом фильме Е. Евстигнеев играет руководителя какого-то любительского театра, в котором участвуют главные герои этого фильма. И вот, однажды, после очередной репетиции, он выступает перед своей труппой. И там есть эпизод, где он произносит сакраментальную фразу. Шамкая губами, запинаясь, делая частые паузы между словами, он, наконец, произносит: «А не замахнуться ли нам на Уильяма, так сказать, самого Шекспира?» И эта фраза врезалась мне в память, и часто тревожила меня, напоминая, что время скоротечно, и пора набраться мужества, и смело посмотреть правде в глаза. И рискнуть хоть раз в жизни. Сказать, наконец, не таясь во весь голос: «Здравствуйте. Это я! Вы думаете, что я букашка, маленький человек в шинели. Нет! Вы глубоко ошибаетесь! Я Человек!»
Всё вроде бы комично, смешно. Но за этими простыми, казалось бы, ничего не значащими словами кроется глубокий смысл: «А ты в своей жизни замахнулся хоть раз на то, о чём в тайне от всех не раз мечтал? Если нет, может всё-таки, рискнёшь?» К таким интересным мыслям подводит меня своей  гениальной игрой этот замечательный актёр.
Третий эпизод, фильм «Зимний вечер в Гаграх». В этом фильме Е. Евстигнеев играет старого больного одинокого человека, который когда-то, в далёкой молодости был великолепным артистом, любимцем публики. Он танцевал степ. Да, тогда он был великим танцором. Но время неумолимо. Оно все стирает в пыль и уносит в пески забвения, и превращает явь в былое с поразительной быстротой. И теперь часто, тусклыми осенними вечерами, сидя один в своей квартире, он грустно смотрит в окно и мысленно уносится в один прекрасный день из своей жизни, а именно зимний вечер в Гаграх. Тогда он был молод, красив и статен, как сам Аполлон. В тот удивительный вечер он был не один. Рядом с ним была его маленькая дочь, она тоже танцевала с ним. И как танцевала!  Этого он никогда не забудет. И тот день, пронзив, как стрела, всю тоску, серость и убожество его настоящего бытия, иногда, озарял и согревал своими лучами его теперешнее жалкое существование. Он никого не винит, а только вспоминает и медленно заново переживает те чудные часы, которые провёл с любимой дочкой и был счастлив и полон сил.
Так и у каждого человека, наверное, бывали в жизни дни, когда он был безумно счастлив, полон сил и радужных надежд, и казалось, что всё ему по плечу, и целый мир, сейчас, лежит у его ног. Но проходило время, всё вокруг менялось с поразительной быстротой, и вот ты уже не узнаёшь ничего вокруг, всё изменилось кругом и лишь пронзительная тоска и ощущение гулкого пустого одиночества окружает тебя. И нет тут уже ничего из того, что когда-то так радовало и  восхищало  тебя. Мир изменился. Он стал другим. Иное поколение радуется его новым краскам и звукам, которые, уже не радуют тебя, как прежде, которые не понятны тебе и даже враждебны. (Невольно на ум приходят строки из стихотворения С. Есенина):
По ночам, прижавшись к изголовью
Чую я как сильного врага
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга…
Вот таким остался для меня этот необыкновенный артист Евгений Евстигнеев. Культура и духовное богатство не даётся просто так, его нельзя купить за деньги, его нельзя приобрести на базаре по сходной цене, забрать нахрапом. Оно приходит к вам постепенно, день за днём, час за часом, в результате кропотливого душевного и интеллектуального труда. И я теперь делюсь с вами теми крупицами знаний, которые смог сам приобрести.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.