Юрий Громов. Своя земля

2005 год. Я – выпускник Библиотечного колледжа г. Москвы. Диплом и экзамены позади, впереди – больше месяца свободного времени перед вступительным испытанием.

Я встаю на рассвете, наспех завтракаю, беру рюкзак и отправляюсь на станцию. Ласковое майское солнце освещает мой путь.
Захожу в электричку и сажусь возле окна. В руках у меня книга-путеводитель по Тверской области.
Конец недели – много народа, все сидячие места заняты. По вагонам ходят шумные торговцы и предлагают разного рода полезную продукцию: газеты, ручки, пакеты, садовый инструмент, мороженое и книги. Грохают бродячие музыканты.
Я смотрю в окно: электричка набирает ход, она спешит на северо-запад… Мимо проносятся леса, дома, посёлки, длинные заборы промзон.
В вагоне душно. Я закрываю свою книгу и хочу снова немного вздремнуть.
Надо же, я впервые буду в Твери… Впервые. Хотя до этого я объездил множество городов центральной части. Владимир, Тула, Ярославль, Нижний Новгород, Рязань, Калуга… И где-то ещё был. Я любил путешествовать «на собаках», увлекался этим с пятнадцати лет. В перерывах была учёба и какие-то ещё менее важные хлопоты.

Я проснулся, когда проезжали «Лазурную». Электричка замедляла ход, люди постепенно собирали вещи. Мы подъезжали.
Город встретил меня солнцем и звоном старых трамваев. Приветливый город.
Я вышел из здания вокзала, перешёл дорогу и осмотрелся. И встал на остановке, в ожидании трамвая. Здесь же, в киоске, я купил карту города.
Вскоре подъехал трамвай.
Удивительно дешёвый проездной билет – 5 руб. Дребезжащие окна трамвая, да и весь он такой, будто готов развалиться на части. Позднее меня ещё многое удивило и порадовало одновременно.
Я сошёл на бульваре Радищева и направился в сторону Трёхсвятской улицы.
Центр города. Шумно. Вокруг толпы студентов и туристов. По обе стороны возвышаются старые дома советского периода.
Я выхожу на Трёхсвятскую – пешеходную улицу, местный «Арбат» – и продолжаю движение в сторону Волги. Прохожу площадь Ленина. В центре площади – памятник вождю. Затем улица упирается в набережную.
Перед моим взором открывается чарующий вид на Волгу и мост. На другом берегу примечаю старый речной вокзал. Я оборачиваюсь и долго смотрю на Трёхсвятскую улицу, мысленно прощаюсь с ней. И продолжаю путь.
По мосту проезжают трамваи и автомобили. Лёгкий ветер волнует водную гладь. Кричат чайки; они проворны и быстры, охотятся.
Вот, длинный сквер на берегу Волги. Люди гуляют. Я слышу детский смех и музыку вдали. Мыльные пузыри летят. Впереди виднеется памятник Афанасию Никитину на ладье.
Я спускаюсь к самой реке, скидываю рюкзак и сажусь на травке. И долго долго любуюсь окрестным видом.
Матушка-Волга… Провинциальный уездный город, сохранивший дух старой России.
Мне хорошо здесь. Я чувствую себя, как дома. Да все мы – русские, наверное, как дома, в таких городах…
Я вспоминаю детство. Потом школу. Невольно приходит мысль, будто теперь в моей жизни наступает какой-то новый этап, новая веха… Но что это? Стремление вырваться из мегаполиса? Жажда свободы?
Я смотрю на часы и думаю: неплохо было бы перекусить. Я выхожу на проспект и через некоторое время нахожу столовую, захожу в неё.
Пообедав, я продолжаю своё «путешествие».
Я увидел ещё много интересного: Соборную площадь и Центральный городской парк; навестил Крылова, а точнее его памятник в сквере; увидел Театральную площадь, сам театр. Ещё раз прокатился на трамвае.
К вечеру я вернулся на вокзал. Я был уставший, но в отличном расположений духа.
Я сел в электричку с твёрдым намерением ещё раз посетить этот замечательный город.

Впоследствии я возвращался туда раз за разом. За последние девять лет я был в Твери, наверное, сотни, или тысячи раз. И с каждым новым приездом я открывал для себя нечто новое, ранее не увиденное; что-то, что помогало мне ещё лучше узнать этот город.
Со временем я стал называть его «мой город» или «матушка-Тверь». Архаизм, конечно. Но мне тепло на душе от этих слов. Я действительно полюбил Тверь. И, конечно, по праву считал его «своим городом», хоть и был москвичом по рождению.
Многое с тех пор изменилось. И страна и уклад её. Да и люди, вообщем-то, тоже. Меняется и город. Ветхие дома соседствуют с новостройками. Благоустраиваются парки. На улицах всё чаще можно увидеть рабочих из Средней Азии. Стало приезжать больше туристов. Повсеместно вводится интернет, который так любит современная молодёжь.
Перемены разные – хорошие и не очень.
Например, недавно открыли два крупных полиграфических комбината. Безусловно, плюс, т.к. новые рабочие места и т.п. Строятся также торговые центры и новые заведения общепита.
При всём при этом Тверь не теряет своего очарования старины. И ощутить это можно, где угодно – в Городском саду или на набережных, на центральных площадях. Можно ощутить это просто катаясь на трамвае или троллейбусе.
Памятники архитектуры – серьёзная тема для города, да и для всей области в целом. Их сохранение – это показатель зрелости общества, его самосознания.

Мне глубоко врезался в память внешний вид Борисоглебского монастыря, что стоит в самом центре Торжка. Уникальный памятник архитектуры, который сейчас находится плачевном состоянии. Впрочем, как и весь город – разбитые дороги, осыпающиеся стены и грязные дворы.
Да, русская провинция гибнет…
В самом начале своих «странствий» по Тверской области, я, разумеется, не придавал значения таким вещам. Для меня первоочередной интерес составляла сама топография. Я исследовал пути скорейшего достижения тех или иных населённых пунктов. Понимание значимости местных проблем пришло много позднее.
Конечно, местными властями что-то делается. Но все эти «усилия» направлены больше на промышленный сектор и другие доходные отрасли местного бюджета. Заниматься «историей» у нас никто не хочет, увы.

Сохранение историко-культурного наследия малых городов – это отдельный разговор. Для решения подобных проблем требуются денежные ресурсы и немалые. Но к сожаленью, наших чиновников гораздо больше заботит личное обогащение, чем сохранение каких-то там «памятников».
На мой взгляд, только Калининский район с областным центром более всего развит в экономическом плане. По местным меркам. Остальные города Тверской области уже давно пришли в упадок. Печальный факт, но реальный. Крупные денежные ресурсы оседают в больших городах. Да и то – пока не разворуют. Чем дальше от столицы, тем хуже. Тверь – 150 км от Москвы – глухая провинция!
Впрочем, рассказ мой не о коррупции. Я говорю о сохранении Тверской области, как исторического и культурного объекта России. И, по мере возможности, стараюсь привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Тверская область – сама по себе является памятником. В её городах и сёлах остался отпечаток всей русской истории. Множество испытаний выпало на её долю. Страшные годы наступили с приходом войны. Но земля эта выстояла. И начала новую жизнь. И наша задача сегодня – сохранить эту жизнь.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.