Александр Мартусевич. Основной инстинкт (рассказ)

Сергей Павлов работал циклёвщиком. И хотя у него было высшее образование, получилось так, что  окончание Политеха совпало с началом  «лихих девяностых». Оказалось, что стране больше не нужны инженеры. Зачем что-то изобретать-конструировать, когда можно купить «за бугром»  и перепродать родному населению с прибылью?  И потекли в Россию реки шмоток, продуктов, бытовой техники и прочей бижутерии. Страна честно расплачивалась лесом, нефтью, золотом…

А вот у Сергея не было «коммерческой» жилки, и не научили его родители добиваться успеха, жертвуя совестью и принципами.  Пробовал Павлов работать на заводе, но производство в стране медленно умирало, бился в конвульсиях и их завод.

После свадьбы и рождения сына зарплата Сергея совсем перестала соответствовать потребностям молодой семьи, и тогда рабочий с высшим образованием, в один из вечеров сел на кухне с газетой объявлений и начал поиски новой работы.

-Есть что-то подходящее? – спросила жена Ира, укладывая одинокую сосиску в тарелку с макаронами.

-Да всё больше менеджеры требуются… не хочу в торгаши…

-А ты посмотри в разделе «услуги», чем люди-то зарабатывают?

Сергей  правой рукой накрутил на вилку опостылевшей вермишели. А левой перевернул страницу. Сразу попалось на глаза объявление: «Циклёвка паркета. Качественно. Недорого.  Звонить до     21-00». И телефон.

-Сколько времени? – спросил Павлов сам у себя, и, отложив вилку, потянулся к телефону. Узнав что, как и почём, задумался. Ирка права. Руки у него росли откуда надо.  Поэтому пошёл не в НИИ, а на завод. Но на дядю работать – не разбогатеешь. Надо попробовать самому…

На деньги, взятые в долг у родителей, был приобретён старенький Москвич-фургон          (в народе – «каблук»), в котором прекрасно помещалась не новая, но исправная паркетно-шлифовальная машина. С работой этой Сергей был знаком ещё со времён армии, когда ручной циклей неделю драил пол в доме одного полковника. А машиной-то чего не циклевать? Вжик – и готово!

Так и пошло дело. Объявление в ту же «Рекламу-Шанс», жена весь день дома с ребёнком, принимает заказы, Сергей едет – выполняет. Поначалу медленно, вникал в особенности – паркет ведь разный. И по-разному «угроблен». Бывало и такое – приезжаешь на адрес, а клёпки еле держатся, пальцем отковырнуть можно. Тогда Павлов честно говорил:

– Вам циклёвка не поможет, выброшенные деньги. Пол менять надо…

В общем, труд нелёгкий, да и расходы оказались немалые – бензин, ремонт авто. Наждачная бумага, и так далее… но все же Сергей не сдавался и упорно работал, набирался опыта…

Опять же – разные дома, разные люди… интересно!

В тот день Павлов получил заказ на две комнаты -18 и 24 метра в новом доме. Ехать пришлось через весь город, по пути еще колесо проколол, поэтому хозяйка квартиры встретила недовольным тоном:

-Обещали в десять!

-Извините, машина сломалась…

Миловидная дама средних лет в коротком халатике оглядела Сергея с головы до ног, и холодно поинтересовалась:

-Вам что-нибудь нужно… для работы?

-Нет, спасибо. Где можно переодеться?

-В ванной, – буркнула хозяйка и удалилась на кухню. Оттуда послышался звон кастрюльных крышек и другой посуды. А Павлов переоделся и стал крепить первый рулон наждачной бумаги на барабан.

Через два часа работы меньшая из комнат была почти готова, а Сергей почувствовал аромат пищи… На кухне наряду с грохотом посуды теперь что-то шипело и булькало. В животе у циклёвщика предательски заурчало.

Читайте журнал «Новая Литература»

Чаще всего бывало, когда работы на четыре-пять часов, а хозяева были дома, Сергею предлагали поесть. Павлов поставил самую мелкую «шкурку» и пошёл на финишный круг. Когда он переходил через коридор в следующую комнату, запах еды усилился, а в палитру звуков добавился звон тарелок. «Вот сейчас, наверное, зайдёт и позовёт» – решил Сергей и сглотнул слюну.

И действительно. На звук перетаскиваемой через коридор шлифмашины вышла хозяйка квартиры. Выглядела она уже не такой суровой, как утром, косынка на голове, раскрасневшееся лицо. Вытерла руки о передник и спросила:

-Ну, как у Вас?

-Всё путём, приступаю ко второй комнате… а можно попить?

Женщина вынесла стакан воды. Сергей его опустошил. Ему показалось, что урчание в животе слышно даже в соседней квартире. Хозяйка, как ни в чём не бывало, забрала пустой стакан.

-Еще воды?

-Нет, спасибо. Вы… готовите?

-Да, я люблю готовить, а муж любит поесть, – усмехнулась женщина и спокойно удалилась на кухню.

«Я тоже люблю… поесть» – сказал Сергей, но его уже не слышали. Павлов поплёлся в комнату и запустил машину.  Но через час работы выключил свой агрегат, снял респиратор и устало сел на пол, прислонив голову к стене. Где-то в квартире зазвонил телефон. Хозяйка взяла трубку, и Павлов услышал часть разговора:

-Да вот, решила плов сделать. Катя, скажи, какие приправы туда кладут? Что? Перец – знаю, ага, куркума, а это что такое? И где я шафран сейчас возьму? Заменить ничем нельзя?

Сергей сглотнул и пошарил в кармане – вроде где-то сушка оставалась. Нет, нету. Жаль. Кулинарный диалог продолжался:

-Катюха, слышь, а мой приволок огромную банку красной икры. Стоит и стоит. Мне кажется, она портиться начала. Что? Так он не жрёт, зараза. А мне самой столько не съесть.

Павлов закрыл глаза и попробовал думать о чём-то кроме еды. Не получалось. Через несколько минут в приоткрытой двери показалось лицо хозяйки.

-Закончили?

-Нет, просто… перекур.

Женская голова исчезла, но аромат пищи  остался. Сергею  вспомнился «Малыш и Карлсон»: «Это не домоправительница, а Домомучительница!» Павлов чертыхнулся. Очень хотелось  есть. Может, сходить в магазин, купить батон и кефир? Переодеваться, мыться, что-то объяснять, потом искать этот чёртов магазин в незнакомом квартале… нет, мужчина должен уметь терпеть! Закончить скорее работу и бежать отсюда без оглядки! Павлов стиснул зубы и поднялся с пола.

Когда всё было готово, пришёл с работы хозяин квартиры. Заглянул в комнату, поздоровался. Сергей молча кивнул. Он был измождён, кружилась голова. «Скорее на улицу, на свежий воздух» – думал он. Зашла хозяйка – проверить работу и расплатиться.

«Ну, давай, скажи что-нибудь. Попробуй» – Сергей знал, что сделал всё хорошо. И лучше уже не получится. Но женщина не сделала ни одного замечания, отдала деньги и вернулась на кухню.

Когда Сергей собрал вещи и выдавил из себя «До свидания», хозяева вышли в прихожую, и женщина удивлённым тоном произнесла: «Как? Разве Вы с нами не поужинаете?»

The end.                                             С-Петербург.  Ноябрь 2012

 

 

Вариант концовки №2.

Павлов точно знал, что ему нужно ответить: «Нет, спасибо. Я не голоден» И красиво уйти. Но человек – странное существо. Он не всегда делает то, что думает. И не успел Сергей опомниться, как уже сидел за столом, на котором стояли изысканные блюда – дымящийся плов, какие-то  копчёности, соусы, что-то ещё безумно аппетитное, а посреди стола стояло огромное блюдо с красной икрой. Как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». У Павлова разбежались глаза и отвисла челюсть. Все инстинкты и рефлексы куда-то исчезли, остался только один… Он, как дрессированный пёс, ждал только команды, и она поступила:

-Не стесняйтесь, накладывайте!

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.