Александр Мартусевич. Вечер 20 мая (рассказ)

23-55.

Мы успели!  Ура! А ведь не верилось уже. Напряжение было такое, что у меня ладони вспотели. А не так уж жарко – вторая половина мая. Наконец совсем стемнело, и  на площади были видны только:  ярко сияющий  ларёк с сигаретами и обшарпанное вокзальное здание с тускло подсвеченной вывеской «Волхов»

-Вы ещё пива успеете попить, зазор  у вас 20 минут, сказал водитель Алексей, вынимая наши вещи из багажника Мерседеса.

-Ладно тебе, пиииива! Скажешь тоже! Поезд, наверное, пару минут всего стоит в этой глуши, надо узнать, где третий вагон остановится,- подал голос Иваныч. И добавил: сколько с нас?

-Ну, к-как договаривались. Три.

-Три тысячи? Да тут ехать…чуть больше часа. А нервотрёпки сколько…

Иваныч посмотрел в мою сторону в поисках поддержки. Но не дождался и продолжил:

-Может скостишь? Мы не олигархи, в командировку едем.

-Да  т-тариф такой, и п-потом  ведь договаривались, – Алексей говорил спокойно, но лёгкое заикание выдавало его волнение.

-Ну давай – две? Ладно, две пятьсот! – не унимался старшой.

Тут я не выдержал, скинул сумку с плеча и подошёл к нему вплотную:

-Денис Иваныч, давай деньги. Уговор был? Был. Или тебе не хватает? Я добавлю.

В этот момент мне  захотелось его ударить. Видимо, он что-то прочёл в моих глазах, отступил на шаг и полез в бумажник, пробурчав что-то, вроде «кругом миллионеры». Достал три тысячные купюры и отдал Алексею. «Неужели он не понимает, – подумал я, что этот парень только что дважды нас спас – сначала от позора, а потом от смерти?»

-С-спасибо, обращайтесь, – выдавил  наш водитель удручённо. Я пожал ему руку, Иваныч – не стал. Мы двинулись к перрону, а Мерседес  пыхнул в нас порцией выхлопных газов и укатил в сторону Питера.

23-30.

Я тоже волновался, но не так, как Иваныч. Старшой достал уже третью сигарету подряд и хлопал себя по карманам в поисках зажигалки.

-Чёрт бы побрал всех ГАИшников и все старые Мерседесы, – злобно прошипел он, закуривая.

Водитель услышал, и вращение баллонного ключа замедлилось.

-Зачем ты валишь всё в одну кучу? – удивился я. Это могло случиться и с твоим джипом.

-Не могло. Я умею ездить.

У меня сжался кулак в кармане, но я взял себя в руки и подошёл к Алексею:

Читайте журнал «Новая Литература»

-Не надо помочь?

-Да здесь д-двоим нечего д-делать, – сказал наш водитель. Не волнуйтесь, успеем, всё     р-рассчитано.

Он уже поставил запаску и затягивал гайки. Я отошёл на обочину.

Темнело. Солнце уже скрылось, а выкрашенный серой краской небосвод опирался на чёрный силуэт леса. Чувствовалось приближение белых ночей: полдвенадцатого, а ночь еще не вступила в свои права.

Машины проносились по шоссе всё реже, немного сбавляя скорость перед нашим аварийным знаком, потом снова разгонялись. Все спешили куда-то, каждый по своему делу. Мы тоже спешили, даже очень, но… стоя на месте.

23-15.

Ничто не предвещало никаких неожиданностей. Мы с Денисом Иванычем развалились на заднем сидении, смотрим в окно на выкрашенные багровым закатом верхушки деревьев. Они пробегали мимо нас со скоростью 100 км/час. Настроение у меня было благостное, и для поддержания разговора я изрёк:

-Вот  не люблю немцев , они моего деда на войне убили. А машины умеют делать, черти. Подлокотники удобные, пепельницы, подстаканники – полный ажур. А кожа за столько лет даже на швах не затёрлась. Какого она года выпуска, говоришь?

-Восемьдесят седьмого – гордо ответил Алексей.

-О! Почти двадцать лет! А как бежит! – толкаю я локтем Иваныча.

-Да, хорошо едем. Не знаю, что бы без тебя делали, – старшой похлопал водителя по плечу. Он сделал последнюю затяжку и щелчком отправил окурок в приоткрытое окно.  Я в то время тоже был курящим, но решил потерпеть. Когда в Питере  садились в машину, Иваныч спросил Алексея:

-У тебя курить можно?

– Я не смолю в машине. Пассажиры ведь разные. Кто-то и запаха не переносит.

– Ну мы не такие неженки, – хихикнул старшой  и начал срывать пленку с новой пачки «Кэмэла». Обернувшись ко мне, он добавил: «за такие деньги терпеть дискомфорт?» Больше никто ничего не сказал.

-О! Несётся. Сопровождает кого-то, что-ли?

Мы с Иванычем, как по команде, повернули головы назад и увидели догоняющую нас патрульную машину ГАИ.

-Может, за нами? Оружие, наркотики есть? – пошутил я.

ГАИшник нёсся без сирены, но с включённой «люстрой» на крыше, не церемонясь, ровно посреди дороги. А мурманское шоссе в этом месте узкое, двух полосное.

-К тёще на блины – усмехнулся Алексей и вдруг увидел выскочившие навстречу из-за поворота жигули.  Мы с Иванычем ничего не успели понять, но наш водитель быстро оценил ситуацию. Тормозить было поздно, ГАИшный Форд не успевал проскочить в любом случае, он уже поравнялся с нами. Выход был один – прижиматься как можно правее.  Мерседес уже прыгает по ухабам обочины, Алексей «ловит» непослушный руль. Патрульный автомобиль пронёсся в миллиметрах от  нашего левого зеркала, и, как ни в чём не бывало, помчался дальше.

-Нехристь, – выругался Иваныч.

-П-пьяный, наверное. Я слыхал, они т-трезвые за руль не садятся, – сказал наш спаситель.

Мы вылезли из машины. Алексей сделал обход и грустно констатировал: п-прокол правого п-переднего. На обочине что-то п-поймали.

-И что теперь? – ошалело выпалил Иваныч.

-Б-буду менять. Время не ждёт.

Я украдкой посмотрел на часы.

22-45.

– А ещё было: мужик выпил перед поездом  со случайными знакомыми, на вокзале.  Отошёл за сигаретами, а вернулся, собутыльников нет. И пиджака его нет. А там, в кармане – и билет, и документы. А мужик – командировочный из Череповца. Без паспорта новый билет не купить. Ну, я его повёз.

Догнали паровоз, всё путём. А через пару недель он опять в Питер приехал, нашёл меня, там же, на вокзале, и рассказывает: эти ребята, что с ним тогда пили, оказались честными людьми. Пока он в очереди за сигаретами стоял, им уже на поезд пора было, они взяли пиджак, пошли искать хозяина. Не нашли – что делать? Сдали его лапсердак в милицию, под расписку, сели на свой поезд, и укатили. А уже из милиции позвонили ему домой, сказали жене, что пиджак со всем содержимым находится в пикете на Ладожском вокзале.

Пока Алексей нас кормил байками, мы уже минули Невскую заставу и выехали из города на шоссе.

-А давно так… поезда догоняете? – спрашиваю я.

-Да уж. С 1998 года. Как дефолт в стране грянул, так я в таксисты и подался. Семью-то надо кормить.

-А раньше кем работали?

-Своё дело у меня было.  Сигнализациями занимался. Устанавливал в квартирах, на дачах. Я ведь электронщик по образованию.

-А много вас тут… гонщиков за поездами? – подал голос Иваныч.

-Бригада – четыре человека. Каждый со своей машиной, делим сутки на четыре части и дежурим. Без отгулов и прогулов. У нас есть начальство, «крыша».

-Зачем это? – удивился я.

-В России без этого никак. Следят, что бы чужие не лезли, тарифы устанавливают.

-Да уж… услуги не дешёвые, – проворчал старшой. А что, часто люди пользуются?

Алексей улыбнулся и включил какой-то тумблер. Наверное, фары. Хотя, было ещё довольно светло.

-Каждую смену хоть один ротозей, да находится. В основном, студенты безалаберные. Опоздают на поезд, просятся, а денег нет. Так оставляют свои мобильники, потом приезжают – выкупают.

Небо начало сереть, солнце спешило спрятаться где-то в лесу. Спокойствие водителя постепенно стало передаваться и нам. Мы перестали нервничать, уселись поудобнее и расслабились. Мне уже казалось, что всё будет хорошо, мы сядем в свой поезд и утром  приедем в Петрозаводск. Но Иваныч… вот лопух! Как же так можно было?

22-30.

Стоим, как вкопанные, перед  расписанием поездов на втором этаже Ладожского вокзала. Мы ещё успели увидеть хвост уходящего от нас состава. Отсюда хорошее обозрение. Денис Иванович тупо смотрит на билеты, я смотрю на него.

-Ну что, всё правильно? 22-13? – спрашиваю я.

-Ну да. Чёрт побери эту секретаршу. Сказала: ваш поезд в 23-12. Я и запомнил.

-И что, за весь вечер не залез в конверт, проверить?

-Да вроде смотрел…

Вроде! Иваныч работал в нашей фирме, но в другом отделе. И как человека, я его не знал. Не думал, что он такой простофиля. А то  проверил бы билеты сам.  Денис Иваныч был старше меня лет на пять, и роль в предстоящих переговорах в Петрозаводске у него была ведущая, поэтому я его так и называл – старшой. Ему это нравилось. В совместную командировку мы ехали впервые.

Следующий поезд завтра, а отменить переговоры на заводе не так просто – поймай потом руководство. Нам ведь назначено на завтра!! Сколько мы добивались этой встречи! А что скажет наш директор? Чёрт-чёрт-чёрт! И в этот момент я услышал негромкий голос у себя за спиной:

-Опоздали на поезд?

Оборачиваемся. Перед нами невысокого роста брюнет в джинсах, рубашке и жилетке – разгрузке с множеством карманов. Первым расклинило Иваныча:

– А что, заметно?

-Заметно. Догонять будем?

Прямо как в баре, после первой кружки пива: «Повторять будем?» В ответ на наше недоумение молодой человек заговорил спокойно и чётко:

– Можем догнать ваш поезд, гарантированно. Первая станция – Волхов, до нее состав идет больше двух часов, я вас довезу за час-полтора.

Мы с Иванычем переглянулись.

-Только надо сейчас решаться. Иначе не успеем! – твёрдо сказал наш новый знакомый.

Через пару минут мы шагали к старенькому «мерседесу».

-Но это гарантированно?- нервно переспросил старшой, садясь в машину. Мы были ещё на взводе, никак не могли отойти от «билетного шока».

– Не впервой, – весело сказал водитель и представился: «Алексей».

Мерседес вздрогнул, заурчал и плавно тронулся  с места.

18-00.

-Денис  Иваныч, командировочные и билеты у тебя?

-У меня.

Мы уже выходили из нашего офисного здания.

-А во сколько у нас поезд?

Иваныч  потянулся было к портфелю, но, видимо вспомнив, выпалил: в 23-12.

-Хорошо, встречаемся в 22-00 в метро Ладожская, на выходе.

-Договорились, – сказал старшой и достал ключи от своего огромного «Рэйнж Ровера».

Я направился к проспекту. Тут из кустов наперерез мне бросилась черная кошка. Перебежала дорогу и сидит, лапу лижет. Я погрозил ей кулаком, но присмотрелся и увидел маленькое белое пятнышко на кошачьей шее.

«Э, так ты не совсем чёрная. Ну, значит, всё будет хорошо» – подумал я  и пошёл на трамвайную остановку.

 

С-Петербург,  май 2011г

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.