Сергей Мохнев. Реформа Школы — II (фельетон)

(Быль.)

 

В одной постсоветской независимой стране любили проводить… реформы Школы. Очень любили… И сейчас проводят… Причём, процесс этот какой-то перманентный… Не успеет закончится одна реформа…, а уже начинается новая… Комизм и идиотизм ситуации заключается в том, что все понимают – идёт реформа школы!!! Но! Но! Никто точно не знает какая это реформа по счёту… И закончилась ли предыдущая? Но всем нравится сам процесс… И тем, кто руководит Реформой, и тем, кто её претворяет в жизнь. Главное – уметь делать «умное лицо» и показывать, что ты «в процессе», что ты «в курсе» Реформы… Ты – двигатель Реформы! Ты – её ведущее звено… Без тебя – никуда! Реформы обычно затевают люди, у которых – Зуд в одном месте… Они никогда не доводят до конца начатое, не привыкли работать системно… И… самое главное – Реформаторы «никогда не отвечают за свою работу»… Это – Закон всех Реформ. Отвечают всегда – не те! А где же Реформаторы? Они, как всегда, «при деле»… Или на новых, ещё более «ответственных» должностях, или… на «заслуженном» отдыхе, пенсионном. Всегда вовремя «соскакивают»… А их «знамя» подхватывают новые, ещё более «амбициозные» очковтиратели… А просто – работать они не любят… Да, и не могут! Почему? Да потому, что это – трудно! Ежедневно, систематически заниматься делами образования. Очень трудно! Да и не всегда заметно. А если и заметно, то не сразу. Поэтому – лучше Провозгласить Реформу Школы, очередную, и вместо работы, заставить трудиться других.

Уж, что, что, а заставлять работать подчинённых они любят… Очень… Не вникая ни во что… Не понимая сути процесса, они им, процессом, рулят…. годами… до Новой Реформы…

Я все эти Реформы прочувствовал на себе. Изнутри! Всё знаю досконально! А многие Реформаторы – нет! Не знают! И не понимают! А это – плохо! Очень плохо! В первую очередь – для учеников и их родителей. А в конечном итоге – для всей страны. Образование, хорошее, должно поднимать имидж государства в Мире, да и во всей стране!!! А для этого в первую очередь нужны хорошие учителя! Много! И не надо никаких Реформ, не надо никаких резких движений. Нужна постоянная, кропотливая, ежедневная работа всех уровней образования.

А что же произошло у нас? Обвал! Обвал… в мозгах тех, кто должен был направлять этот процесс. Что же сделали реформаторы? И первой и второй волны? Они начали Реформу. Дети вместо 10 лет стали учиться 11 лет. Качество образования от этого – только упало… Причём – сильно! Да и как оно, качество могло не упасть, если эту Реформу никто не подготовил. Еле-еле выцеживали по 1 (одному) учебнику в год для школ. Пособия, мягко говоря, оставляли ждать лучшего. Были годы, когда новых учебников не было совсем. Они появлялись потом… Например, учебник английского языка для 10 класса – опоздал на год. Хороша Реформа! А учебник английского языка готовили вообще какие-то «гиганты мысли»… (Magic Box-3). При объяснении степеней сравнения прилагательных, автор, он же, гигант мысли, даёт такие примеры:

Моя кошка – больше моего кота!!! Это сколько же надо выпить? Чтобы дома появились такие мыши?… А? Вот и я не знаю… Автор знает! Он – «реформатор». Второй пример:

– Моя собака красивее моей сестры!? Ну хоть бы сестру пожалел… Не признавался… Написал бы – «Моя сестра чуть-чуть страшнее соседской собаки». Было бы – не так обидно. И… дети читали «этот бред», причём «не сивой кобылы», а человеческий, реформистский в течение трёх лет… Пока… не возмутились родители… Тогда учебник «исправили»… Скажете ну какая же это реформа? А я отвечу: «Самое – то»… Итак во всём! – По всем направлениям… И… самое интересное… это то, что ещё не закончив переход на 11-летнее обучение, Реформаторы уже объявили о 12 летке??? Логично? Да! По-реформаторски! Но! Не это – главное! А главное – это учителя! А их-то Реформаторы поставили в такие условия, и финансовые, и моральные, что учителя… просто побежали из школ… А кто – не хотел уходить сам, тем «помогли»… И из школы ушли, не в обиду будет сказано, работающим учителям, лучшие!!! Ушли – профессионалы! Навсегда! А кто пришёл? Пенсионеры! Пенсионеры! И Пенсионеры! И – студенты… В школах некому было работать. Брали всех, даже студентов первокурсников… Когда такое было? Пришли – случайные люди, многие даже без пед. образования. В это время директорам школ стали давать неограниченные полномочия. И теперь «лояльность» директору стала превыше всего! Выше профессионализма! Выше порядочности! «Неугодных» просто выжили. И… стала… тишь… да гладь… для начальства… И… для отчётности… Школа превратилась… в болота «всеобщего одобрямса»! Вот он – итог Реформы. Думающие учителя, имеющие своё мнение, были просто выдавлены из… школ. А оставшиеся учителя – «тихие, запуганные» молчуны. Как они могут развить у учеников «активную жизненную» позицию, если у них самих «своего мнения – просто нет»? Это – тупик, катастрофа…

А тут – бах! Следующая Реформа! Все и так уже «одурели»… от перемен… А вот вам – ещё одна Реформа – 12–летка! Вот вам – 10 бальная система оценки знаний учащихся! Довольны? Нет? Тогда мы вас спросим… И спрашивали? Но! Ответа – никто не слушал! Ответ – никому не был нужен. Более 30 докторов и кандидатов наук трудились над 70 страничной брошюркой «10 Бальная система оценки знаний учащихся». Но! Но! Учителя в этом эпохальном Труде участия не принимали!!! Реформа – Школы! Но у учителей мнения – никто не спрашивал… Здорово? Правда? Нет! Не Здорово! Но так было!!! Что учителям навязали сверху – то они и делали… А что же учителя? Они, наверное, протестовали, подавали свои предложения?  Нет! Нет! И Нет! Они – молчали! А отдельные, самые продвинутые по Реформе, – одобряли… Да как! Если бы видели… С каким пафосом они поддерживали Реформу… Какую? И первую, и вторую, и третью…

Я помню учительницу, которая на педсовете заявила, после принятия «10 Бальной системы»:

– Если бы осталась старая, 5-бальная система, я бы ушла из школы.

Правда, смело? Конечно! Смелость зайца, поддакивающего Льву…

Ходят слухи, что скоро школа вернётся к 5-бальной системе. И я не удивлюсь, если та же учительница поддержит то, что она критиковала 10 лет тому назад… Какая принципиальность!!! Какой полёт «педагогической» мысли… Какая «смелость мысли»…

Учителя стали бояться учеников, директора скрывают «правонарушения»… Осознанно!!! В школах – полный кавардак. Учителя там жмутся по углам. А в это время ученики «колются» в туалетах – и на уроках, и на переменах… И это правда!!! Это вам подтвердит любой ученик… Но! Любой директор школы будет это отрицать… Почему? И так понятно…

Ну и последним «гвоздём» в «крышку Реформы» было решение о том, что Директор из своего Фонда может поощрять учителей… финансово… Причём деньги – общие! И это -государственные школы! И… началась… покупка… учителей… «Лояльный» директору школы учитель, может получать в 1,5 раза больше, чем «нелояльный». Учителей стали ценить по «подхалимству». А это… конец… конец… любой Реформы…

P.S.   Может быть настало время вернуть в школы «настоящих» учителей?

Дети ждут…

Ждут родители…

Ждёт Общество…

Пора…

Читайте журнал «Новая Литература»
Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.