Пасенюк Вячеслав. На два голоса (сборник стихотворений)

НА ДВА ГОЛОСА:

 

чем дальше – тем ближе

(двадцатый век, вторая половина)

 

1

Вам нужна машина времени?

А як же!

Времени, которое горит

под ногами

и дымится, даже

если ни о чём не говорит.

 

Выверните,

как слезу, сморгните

данность эту –

мне пора домой!

Всех не надо,

а меня верните

Читайте журнал «Новая Литература»

в шестьдесят неправдашний,

но мой.

 

Улица Чюрлёниса –

как минимум,

там болгарским дымом

подымим

под ещё не спиленною ивою,

на скамейке,

с шестьдесят шестым.

 

Там был домик…

купол,

под которым

университетский телескоп

то нашаривал,

чего не стоим,

потому нашарить

я не смог.

 

Было некуда бросать монету,

и не бросил –

не с того ль черно?..

Вот помру,

не заглянувши в небо –

это плохо.

Или – ничего?

 

2

Единожды в году,

Когда светлеют реки,

Иду в Литву, иду, –

Так переводят дух,

Так переводят стрелки.

 

И я перевожу

Себя на слог литовский:

Прижался хлеб к ножу,

К пиле припали доски.

 

Стоит сосновый стол,

На нём ломтями – лето.

Когда б я ни пришёл,

Здесь не обделят хлебом.

 

Стоит сосновый стол

Посередине детства, –

Когда б я ни пришёл,

Здесь не бывает тесно.

 

И мне судьба дала

Два языка на память:

Они, как два крыла,

Не позволяют падать.

 

3

Живу руками и ногами

На грубом древнем чердаке:

Углы не сходятся с углами,

Рука не держится в руке.

Весь белый снег на голенищах,

Весь чёрный уголь на полу.

И воздух с каждым вдохом чище,

А я плыву, плыву, плыву…

Жизнь бьётся, колется, мельчает,

Ломается – едва коснусь.

Меня качает, стол качает,

Кровать качает – не уснуть.

Быт безголовый, бессердечный –

С таким ли создавать уют?

Одни конечности, конечно,

На чердаке не проживут.

 

4

Кочерга, кургузый веник,

Жестяной совок.

Печка светит, но не греет –

Грейся сам собой.

 

Ты сидишь на стуле венском,

К стенке привалясь.

Ты чужой, не деревенский,

Связь оборвалась.

 

Нам прореха не помеха, –

Где вы, кореша?

Снег витает, вроде эха,

Щёкотно в ушах.

 

Как пробрался он сквозь крышу,

Радостный такой?

Или сон какой-то вижу,

И в руке – топор…

 

5

Луна бельмом сплывает с глаз,

К ладоням ластится листва.

Озёрных блюд литая гладь,

Калитки, клети, кладь – Литва.

 

Литва, и неба монолит,

И длинных трав полёт и сплин.

Всхлип журавлей в полях разлит,

То было лето слов и слив.

 

Нахлывы лип и лепка пчёл,

Печаль углов, початков плач.

Осталось дней наперечёт,

Но перечёркнут напрочь план.

 

И этот перец первых встреч…

На хладе взгляды застекля,

Мне страх стирать, костёр стеречь,

Любить последних рыжих кляч.

 

Деревьев жилистых отлив,

И поезд – жалобный палач.

Литва дарует сонный лист

И перья солнца на полах.

 

6

У стола четыре края,

и на каждом – по душе,

нетерпением сгорая

и сгоревшие уже.

 

Стол наш склеен из фанеры,

скатерть – будни ТАСС.

Ждём явления Венеры,

а вползает Марс.

 

И мечта, и небылица,

и забота есть.

Час пришёл остановиться,

поразмыслить здесь.

 

Задаёмся мы вопросом

посреди села:

повторяемость – угроза

или жизнь сама?..

 

То ли мы уже сошли,

то ли ехать нам, покуда

удалые дебри чуда

не покажутся вдали.


 


 

7

Сегодня первая весна

в году, а может, в жизни всей:

видней пространства кривизна

и смысл бессмысленных затей.

 

Какие строчки рифмовались

тому двунадесят годов!

А я опять на перевале,

но, как и прежде, не готов

 

продолжить в духе просветленья

насчёт затейливой тщеты.

Что делать мне? Таскать поленья,

к ним вдоволь добавлять щепы.

 

Где взять огня? Просить у неба

или рискнуть толкнуться в недра?

А спички – это только спички,

привычные, как все привычки.

 

Поди припомни, где оно –

любви крылатое начало…

К земле примёрзло полотно,

почти сровнялось и пропало.

 

Даль – словно буква прописная!

Не ускользнём и не умчим,

каких-то женщин и мужчин

вперёд всё время пропуская.

 

Не тот огонь, не та тоска,

и ты её отшей, отсей:

сегодня первая весна

в году. А может, в жизни всей.

 

8

Здесь рано гасят огни,

точно сметают прочь.

Короче обычного дни,

длиннее обычного ночь.

 

И только ветер-наждак

точит угли в печах.

Февраль, как старый пиджак,

узок селу в плечах.

 

Сбросит его и войдёт

в яркой рубашке село

в апрельский переворот –

судьбой наделять зерно.

 

Да здравствуют все, кто жив,

кто может платить добром

за самый великий миф –

о пляшущих под ярмом.

 

9

Снова времени рука

механизм души наладит.

Кристионас Донелайтис –

вот искомая строка.

 

Я с неё начну труды

самой бурною весною, –

пусть останутся со мною

эти Чистые Пруды.

 

Церковь – тихий храм поэта

на обветренном холме,

где вполне хватало мне

воли, воздуха и света.

 

В склепе ночь и камень смутный,

негде взяться там строке.

Как сдвигая завтрак скудный,

солнце всходит по руке.

 

И пока не пали замертво

нас нашедшие лучи,

каждый будь своим гекзаметром –

доскажи и домолчи.

 

10

В цене такие пустяки,

а ты себе представь спроста,

как будто бы мы пастухи,

в холщовых сумках – пустота.

 

Корявой коркой не давились:

мы ею с псиной поделились

( горячий дождь с полудня длится –

собачья шерсть вовсю дымится).

 

Мы ни к кому не нанимались,

не обгоняло стадо нас.

Массивно горы надвигались,

но глупо опасаться масс.

 

Те горы были крутороги

и тонкорунны ко всему,

а люди – брошенные боги,

и клонит брошенных ко сну.

 

11

Река рванётся ниткой,

а то прольётся лентой.

О чём поговорить нам?

Поговорим о лете –

 

протравленной нирване

в полуоткрытой клетке,

продавленном диване

в продымленной беседке.

 

Там не было проводки,

и всё, чем жить, что сведать,

являлось без подмотки

при натуральном свете.

 

На завтрак и на ужин

то акварель, то масло,

и всё, что было нужно, –

закрыть глаза и – баста.

 

И было лето смыслом,

и целью, и наградой…

Теперь оно провисло

и отдаёт обратом.

 

Но в зимних тех перинах,

когда огню так пленно,

о чём же говорить нам?

Поговорим о лете –

 

не меркнущем в зените

и не сходящем с места, –

вон там слезы плесните,

вот здесь добавьте жеста.

 

12

Между городами и деревнями,

между деревнями и городами

поселения стоят –

вне времени,

вне градации.

 

По самые очи вкопаны

в почву для рассуждений –

сущие кладези опыта

и всяческих наваждений.

 

Здесь проживает небо

и в землю сажает руки –

из них произрастают

впоследствии

аз и буки.

 

Поселения детства: дерево,

дом с кудахтающей дверью,

собака с глазами девы

и чёрные грядки доверия.

 

Голубые не исчезают всходы,

красная не высыхает роса.

Если перекопаешь годы,

отыщешь вполне реальные корни,

но к ним прирасти нельзя.

 


Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.