Она грустно смотрела на него. Он стоял у порога, одержимый желанием как можно скорее вернуться в родной город.
– Ну, прощай… – робко сказала она. Сейчас, когда он с тремя огромными сумками, забитыми вещами, стоял у порога, девушка сожалела о том, что две недели назад кричала, что между ними все кончено, что настаивала, чтоб, раз он так скучает по друзьям, уехал к ним в город детства.
– Прощай! – ответил он, покидая квартиру. – Не провожай! Не нужно!
Она хотела остановить его, попросить прощения, даже была готова упасть на колени, чтоб только удержать. И он остался бы. Она это знала. Но девушка прекрасно понимала, что с ним никогда не сможет быть счастлива. Наталья боялась остаться одна, боялась осуждения родственников, соседей и друзей, но и верить в лучшее она больше не могла. Именно из-за этой веры больше трех лет она все терпела, надеясь, что он изменится, что найдет постоянную работу, что они смогут достойно жить, но он всегда был в поиске. «Там мало платят», «Там нахамили», «Там тяжело», «Туда не берут из-за образования», «Там задерживают зарплату», «И вообще я хочу, чтоб платили каждый день!» – говорил он. Зачастую, даже до подходящей работы он не доходил, списывая все на «проспал», «приболел» или «долго ждал автобус», из-за чего машина с рабочими уезжала без него. Иногда, когда она упрекала его, он говорил: «Не важно, работаю я или нет! Деньги то приношу в семью! Приношу столько же, сколько ты зарабатываешь!». Под этим он подразумевал деньги, которые получал, сдавая родительскую квартиру в родном городе.
Когда они начали встречаться, Наталья хотела переехать жить к нему, но он сказал, что в его городе сложно с работой. Вскоре они сняли небольшую квартиру в городе областного значения за те деньги, за которые он сдавал наследство. Зарплата девушка уходила в основном на продукты и одежду, которую она покупала для любимого, ведь он приехал к ней с сумкой, где лежали только пара футболок, брюки и дубленка.
Вскоре Наталья существенно ощутила нехватку денег, из-за чего нашла подработку и после работы садилась за нее. Часто не высыпалась, мало ела, донашивала старые вещи, которые были куплены до знакомства с ним.
– Когда найду высокооплачиваемую работу, тогда и поженимся! – говорил он каждый раз, когда она поднимала больную тему.
– Но мне не нужна роскошная свадьба! Меня устроит даже просто расписаться!
– Нет! Нужна свадьба! Чтоб было о чем детям и внукам рассказывать! – всегда настаивал он. И она уступала. Он всегда красиво говорил, обещал золотые горы, «мягко стелил» да только «спать было жестко».
И сейчас, когда он уходил, она грустно смотрела на него. Перемены пугали, ввергали в отчаяние. Девушка просчитала, что ее зарплаты хватит заплатить за квартиру и даже немного останется, а подработка поможет протянуть месяц. Она надеялась, что хоть сейчас, уезжая, он проявит к ней заботу и оставил хоть немного денег. Но он забрал все полученные за квартиру бумажные купюры, даже не спросив, как она проживет сама… без него… как заплатит за жилье… что будет есть.
Дверь закрылась. Наталья подошла к окну, посмотрела вниз. Девушка увидела, как любимый подходит к такси, ставит сумки, садится и уезжает.
«Он даже не взглянул на меня!» – едва сдерживая слезы, подумала она. Обида поселилась в ее сердце, но даже, если б он не успел на поезд и вернулся бы к ней, она все простила бы, потому, что она любила его.
Последние лучи уходящего солнца освещали небольшую квартиру в спальном районе города областного значения. Наталья смогла удержать ее. Первое время девушка отдавала квартплату по частям. Спустя месяц, когда повысилась зарплата, Наталья отказалась от подработки. Девушка никогда не задумывалась, сколько тратила на продукты, которые ел возлюбленный, на одежду, которую ему покупала, не замечала его текущие расходы то на сигареты, то на пиво, то на такси, то еще на что-то.
Сейчас, когда она осталась одна, Наталья почувствовала себя счастливой и, самое главное, свободной. Свободной от его ревности, частых скандалов, постоянной готовки, нехватки денег и пустых надежд.
Иногда она вспоминала его и ругала себя за то, что терпела и верила, что была столь наивна и глупа. Когда с глаз спала пелена, девушка не сомневалась в том, что он никогда не любил ее и был с ней только из-за того, что она содержала его. Наталья рада была бы забыть о нем, как о страшном сне, но подобное не забывается.
Когда раздался телефонный звонок, девушка, готовя ужин, подпевала и подтанцовывала под радио. Она обычно не отвечала на неподписанные номера, но сейчас, сделав музыку тише, ответила.
– Алло! – Спешно сказала она, приняв вызов.
– Привет! – раздался знакомый голос. – Это я, твой Леша! Как у тебя дела?
Сердце девушки мгновенно отреагировало громкими ударами. Она не слышала его больше чем полгода. Первые недели Наталья сама пыталась связаться с ним, но он сменил карточку. И вот сейчас, когда она забыла о нем, когда все у нее наладилось, он объявился.
– Все супер! – заставляя себя, ответила она.
– Ты замуж еще не вышла?
– Нет! – в голосе Натальи появились ноты раздражения.
– Это хорошо, потому, что я до сих пор не могу забыть тебя! Я по-прежнему люблю тебя! Живешь там же? Я приеду!
Девушка вспомнила как жила с ним. Страх, что все повторится и ей снова придется работать на двух работах и слушать бесконечные обещания, поселился в ней. Она больше не верила ему, не верила в него и не любила.
– Нет! – закричала она. – Не приезжай! Ты скучал по родному городу и друзьям, вот и оставайся с ними!
– Почему ты, малыш, так говоришь? Я соскучился! Правда! А друзья… они изменились. Да и я тоже. Они не работают, только пьют и гуляют! А меня такая жизнь больше не привлекает! Ты изменила меня! Сейчас я хочу семью! С тобой!
– Нет! – настояла она. – И не звони мне больше!
Сбросив вызов, Наталья посмотрела в окно. Солнце скрылось за горизонтом, отдавая ночи право властвования. Подобно солнцу, ее теплые чувства к нему сменили холодные злость и безразличие.
На протяжении нескольких лет он периодически звонил ей. Возможно, звонил бы и дольше, но Наталья, выйдя замуж, сменила телефонный номер. И даже когда она обижалась на мужа и детей, ни разу не пожалела о том, что тогда, больше восьми лет назад, она позволила себе остаться одной и начать жизнь с «чистого листа»…