И всё-таки нам служба мёдом не казалась… (эссе)

Эпиграф:
– Мы честно отслужим, пойдём по домам!-
( из песни. Кто сочинил – не знаю. И конкретного исполнителя тоже нет. Так что просто песня.)

На днях пересмотрел фильм Абдрашитова «Парад планет» (кто не видел – рекомендую. Умный фильм.) и подумал: сейчас принято ругать Советскую власть. Что, дескать, было в ней много формализма и показухи. Бывало, конечно (а сейчас что, меньше, что ли?), но было и много приятного, да и просто великолепного. Например, так называемые военные сборы. Если кто не знает, объясняю: это когда военкомат на месяц выдёргивал с предприятий взрослых мужиков якобы для того, чтобы они а опять же так называемых полевых условиях ( а если проще, откомандированные в военные гарнизоны) вспомнили свои военные навыки и армейские специальности. Кому-то такие командировки не нравились, но я ездил с полнейшим на то удовольствием. Ведь это было по сути что? Бесплатный отдых от повседневной рутины. От работы, семьи и быта. Причём, отдых оплачиваемый, что, согласитесь, очень даже немаловажно. Да что немаловажно? Великолепно!

Конечно, имелись здесь свои, как это говорится. нюансы. Например, специально для такой военно-сборочной братии выделялись (или назначались) командиры из местных, гарнизонных. Сиречь, действующие строевые офицеры. Но все они распрекрасно понимали суть и смысл происходившего, и поэтому никаких хлопот нам не доставляли. Хотя (не скрою) иной раз попадались и принципиальные. Например, на вторых моих сборах поставили нам командиром лейтенантика, который был только второй год как из училища и поэтому ещё не успел досыта и всласть накомандоваться.

Так он сначала по наивности своей лейтенантской разлетелся было именно что нами командовать, какие-то планы нам предлагать-показывать и вообще убеждать в разных глупостях. Например, что мыв должны каждый день заниматься в здешних учебных классах, разбирать и собирать автоматы, ходить строем и даже бегать марш-броски (может, даже с полной боевой нагрузкой)… Мы его сначала не поняли: какие классы, какие броски? Какие автоматы? Алё, гараж! Мы сюда отдохнуть приехали! На койках в казарме всласть поваляться. Водки попить. На рыбалку походить. В лес за грибами! Ты о чём гутаришь-то, паренёк кудрявый? Может, скушал чего некачественного в офицерской столовой? Компоту несвежего попил надысь и расслабЯсь?
Тогда. видя такое наше удивление и непонимание. он сначала возмущаться начал и даже – представляете? – голос свой лейтенантский на нас повышать. Мы ему опять начали объяснять, что мы – люди гражданские. Я – слесарь. Он – токарь. А этот на засолочном пункте работает, при райпотребкооперации. Понял, генералиссимус? Но он не понял. И даже осерчал. Пришлось объяснять ещё доходчивее. Нет-нет, не кулаками. Боже упаси! Командир же! Можно сказать, слуга царю, отец солдатам и практически готовый герой Отчества! Словами объяснили. Признаюсь: с использованием этой самой ненормативной лексики. И ещё раз… В общем, послали. Куда – понятно даже самому непонятливому. В результате он всё понял (всё-таки умным оказался. А мы уж и не надеялись… Так что со временем запросто генералом может стать. С во такими широченными лампасами!), взгрустнул, всхлипнул, рукой своей лейтенантской этак обречённо махнул и пошёл прочь. Сиротливо пригорюнясь. То есть. понял и осознал. А вы говорите «купаться»…

Хотя если вы думаете, что мы на этих сборах только пупки чесали да в казарме валялись, то разочарую. Бывало. Что не только валялись. Иногда (для вида, конечно) даже в войнушку играли. Помню, однажды какую-то пушку полдня то по полю, то по лесу таскали. Точнее, не таскали (этого ещё не хватало!). а возили, потому что она на колёсах была. Как с утра нас в лес с машины выгрузили, пушку от машины отцепили, направление показали – вот и начали. Уже после полудня какой-то майор нас в лесу нашёл (не в том, который с утра был, а в соседнем. Километра за три от утреннего), сказал: всё, мужики, здец. Ваш расчёт погиб смертью храбрых, накрытый массированным ракетно-залповым (или бомбовым. Не помню.) ударом вон из-за того пригорка – и рукой показал на пригорок, где никаких ракет, конечно, не было, а мирно паслась чья-то коза (или козёл. Определить было сложно. Потому что далеко). Так что вы все погибли смертью героев. Хорошо, что долго не мучились. Что сразу и всем скопом. Ура.

Мы с майором, конечно. согласились ( уж очень нам надоело с этой пушкой валандаться!) и от такой радости полезли в речку купаться. Искупались, пот смыли – а тут как раз и полевая кухня подъехала. Набились супом и гречневой вой кашей с тушёнкой под самую, что говорится, завязку и завалились дрыхнуть прямо там, под берёзками, рядом с этой грёбаной пушкой. Выспались отлично, а ближе к вечеру всё та же машина приехала, которая нас утром и привозила.

А когда со сборов домой возвращался, то мне от военкомата всегда благодарности давали в виде такого нарядного картонного листа и три дня к отпуску. Моя всё ехидничала, говорила: как же легко и весело вам, мужикам, живётся! Целый месяц дурака валял, морду нажрал на солдатских харчах – за неделю не обцелуешь, а ему ещё и три дня к отпуску (про благодарность не упоминала. Здесь моя Манюня права: хрен ил от неё толку, от этой благодарности!). А потом начинала обзывать меня по-всякому. И фельдмаршал задрипанный, и Герой Советского Союза (ну, не дура, а?), и Ваня-не пролей капельку… Чего с неё взять… В школе на тройки училась, кулинарное училище еле кончила… Не понимала подлинного значения коммунистического воспитания в духе патриотизма и грандиозных решений партийных съездов по формированию нового человека труда, быта и обороны всей нашей распрекрасной советской страны. Которую мы, в конце концов, так бездарно и совершенно равнодушно просрали, а теперь ноем и сопли жуём: как всё-таки кудряво было жить в Стране Советов:….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.